Хуако Замирет Руслановна
Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей инвалидов
На оснований Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – Федерального Закона от 29.12.2012 г, вступивший в силу 01.09.2013 г. ст. 5. «Право на образование. Государственные гарантии реализаций право на образование в Российской Федерации» ст. (42,55,79) закрепляют право на образования детей с ОВЗ в том числе детей инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Темочки:
В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства- участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006г - принята Генеральной Ассамблеей Организации Объеденных Наций 03.05.2012г - ратифицирована в России (46 ФедеральныйЗакон) ст. 24: «Государства - участники признают право инвалидов на образование»
В целях реализации право каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Федеральному Закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающиеся в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
-использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ№4 «Буратино» а. Вочепший» на основании заключений ЦПМПК (центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи) в апреле 2019 года детей с ОВЗ было установлено 6 человек. Эти дети обучаются и воспитываются в группах общеразвивающей направленности по основной образовательной программе, но с учетом их возрастных, индивидуальных и особых образовательных потребностей.
Сопровождение детей с ОВЗ на уровне учреждения осуществляется узкими специалистами: музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, педагогом-психологом и логопедом.
Для получения без дискриминации качественного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов создаются и продолжают создаваться необходимые условия, связанные с материально-техническим обеспечением образовательной деятельности, охраной здоровья, а именно:
- наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, музыкально-физкультурных залов, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - частично;
- обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - частично;
- условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - создаются; имеются узкие специалисты и медперсонал;
Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. В данный момент, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.
Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Для работы с детьми с ОВЗ все педагоги должны пройти курсы по программе «Особенности образования обучающихся (воспитанников) с ОВЗ в соответствии с ФГОС». Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, а также несформированный программный и методологический аппарат «инклюзии», недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.
И в заключении, хочется отметить, что каждая детская душа как тонкий, хрупкий стебелек. Так давайте же мы, взрослые сохраним и сбережем этот стебелек.