Наталья Смирнова
Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы
Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы
Н. Л. Смирнова
Преподаватель
ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж»
Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. .В данной статье пойдёт речь об интеграции музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в средних классах школы.
Публикация «Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Изобразительное искусство и музыка, на первый взгляд, имеют мало общего. Материал этих искусств резко различен: одно из них предметное, другое звуковое, одно из них воспринимается зрением, другое слухом, одно статично, другое динамично. Но при этом и звук, и цвет имеют волновую физическую природу, хотя звук – это колебания воздуха, а цвет - электромагнитные колебания.
К числу основополагающих понятий и для живописи, и для музыки относятся понятия тона и тональности. Под тоном в живописи подразумевают цвет как таковой, а в музыке – звук. Цвет имеет 3 основных свойства: оттенок, светлоту и насыщенность. Звук тоже имеет 3 основных свойства: высоту, длительность и силу.
Общим между живописью и музыкой в понятии тона является цветовая и звуковая определённость, точность (определённый цветовой тон и звук определённой высоты, длительности и силы).
Общим в понятии тональности для музыки и живописи является указание на организованность цветовой или звуковой системы.
Выражения «звуковысотная линия», «мелодический рисунок» основаны на ассоциации между движением мелодии и пространственными представлениями.
Подобно пространственным характеристикам, выражения «гармонический колорит», «тембровый колорит» основаны на ассоциации между гармоническими, тембровыми сочетаниями и цветосветовыми явлениями.
Понятия ритма, композиции в равной мере существенны для музыки и для живописи, но в одном случае это явления пространственного, а в другом – временного характера.
Прямое воздействие изобразительного искусства на музыку в историческом развитии художественной культуры выражалось в 2 формах. Во-первых, в создании музыкальных произведений, вдохновлённых произведениями изобразительного искусства. Во- вторых, в повышении в музыке изобразительности, живописности (особенно в так называемой программной музыке).
К средствам изображения внешнего мира в музыке относятся приёмы звукоподражания (музыкального воспроизведения звуков природы и человеческой жизни, моторно- ритмического сходства с движением реальных явлений, а также приёмы, вызывающие пространственные и цветовые ассоциации. Они развивались в музыке исторически, в результате постепенного накопления слухового опыта.
В качестве примера влияния изобразительного искусства на музыку приведём фортепианный цикл М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Он состоит из 10 пьес, написанных под впечатлением от рисунков В. А. Гартмана. Это не музыкальная иллюстрация к рисункам, а самостоятельное произведение, значительно превосходящее по своему образному содержанию и идейной глубине первоисточник.
В «Картинках с выставки» Мусоргского оживают богатырские и фантастические образы русской сказочности («Баба Яга», «Богатырские ворота», легенды средневековья («Старый замок», «Катакомбы», «Тюильри»), жанровые картины современности («Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и Бедный», «Лимож. Рынок», «Быдло»).
Цикл открывается пьесой «Прогулка», которая затем, повторяясь в качестве рефрена, связывает почти все пьесы, как бы изображая переход от одной картинки к другой и трансформируясь от пьесы к пьесе. Это придаёт циклу симфонический характер, подчёркивающий его содержательный размах и масштабность.
Цикл строится на образном сопоставлении различных по характеру «музыкальных картинок». Во всех пьесах широко применяется музыкальная изобразительность. Например, в пьесе «Два еврея, богатый и бедный» используется сопоставление «грозных» громких аккордов в басовом регистре в медленном темпе (богатый еврей) и репетиций (повторов) короткими длительностями в верхнем регистре, изображающих плач и дрожание бедного еврея.
Среди множества музыкальных произведений, написанных под влиянием произведений изобразительного искусства либо произведений, в основе которых лежит музыкальная изобразительность, следует выделить цикл П. И. Чайковского «Времена года», симфоническую сюиту «Шехеразада», оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского- Корсакова и прелюдии для фортепиано К. Дебюсси («Девушка с волосами цвета льна», «Холмы Анакапри» и другие).
Итак, историческое развитие музыки, расширение её изобразительных приёмов и средств привело её к сближению с изобразительным искусством. В программной музыке, связанной с изображением, происходил как бы синтез 2 искусств в восприятии слушателя.
Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальных памяти и мышления.
Среди методов проведения интегрированного урока основным должен быть метод сравнительного анализа произведений музыки и изобразительного искусства, образно связанных друг с другом. Это слуховой и зрительный анализ и их сопоставление по принципу сходства, различия, контраста и повторности.
Педагог должен помочь учащимся определить родственные средства выразительности музыки и изобразительного искусства (интонацию, ритм, образ, настроение, контраст, оттенки и т. д.) Во время анализа произведений искусства и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ребёнка к произведению, не перегружать его терминологией.
Такие уроки должны формировать у школьников эстетическое восприятие произведений искусства, развивать у них навыки художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.