Получи документы

Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы

Наталья Смирнова
Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы
▼ Скачать + Заказать документы

Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы

Н. Л. Смирнова

Преподаватель

ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж»

Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. .В данной статье пойдёт речь об интеграции музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в средних классах школы.

Публикация «Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы» размещена в разделах

Изобразительное искусство и музыка, на первый взгляд, имеют мало общего. Материал этих искусств резко различен: одно из них предметное, другое звуковое, одно из них воспринимается зрением, другое слухом, одно статично, другое динамично. Но при этом и звук, и цвет имеют волновую физическую природу, хотя звук – это колебания воздуха, а цвет - электромагнитные колебания.

К числу основополагающих понятий и для живописи, и для музыки относятся понятия тона и тональности. Под тоном в живописи подразумевают цвет как таковой, а в музыке – звук. Цвет имеет 3 основных свойства: оттенок, светлоту и насыщенность. Звук тоже имеет 3 основных свойства: высоту, длительность и силу.

Общим между живописью и музыкой в понятии тона является цветовая и звуковая определённость, точность (определённый цветовой тон и звук определённой высоты, длительности и силы).

Общим в понятии тональности для музыки и живописи является указание на организованность цветовой или звуковой системы.

Выражения «звуковысотная линия», «мелодический рисунок» основаны на ассоциации между движением мелодии и пространственными представлениями.

Подобно пространственным характеристикам, выражения «гармонический колорит», «тембровый колорит» основаны на ассоциации между гармоническими, тембровыми сочетаниями и цветосветовыми явлениями.

Понятия ритма, композиции в равной мере существенны для музыки и для живописи, но в одном случае это явления пространственного, а в другом – временного характера.

Прямое воздействие изобразительного искусства на музыку в историческом развитии художественной культуры выражалось в 2 формах. Во-первых, в создании музыкальных произведений, вдохновлённых произведениями изобразительного искусства. Во- вторых, в повышении в музыке изобразительности, живописности (особенно в так называемой программной музыке).

К средствам изображения внешнего мира в музыке относятся приёмы звукоподражания (музыкального воспроизведения звуков природы и человеческой жизни, моторно- ритмического сходства с движением реальных явлений, а также приёмы, вызывающие пространственные и цветовые ассоциации. Они развивались в музыке исторически, в результате постепенного накопления слухового опыта.

В качестве примера влияния изобразительного искусства на музыку приведём фортепианный цикл М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Он состоит из 10 пьес, написанных под впечатлением от рисунков В. А. Гартмана. Это не музыкальная иллюстрация к рисункам, а самостоятельное произведение, значительно превосходящее по своему образному содержанию и идейной глубине первоисточник.

В «Картинках с выставки» Мусоргского оживают богатырские и фантастические образы русской сказочности («Баба Яга», «Богатырские ворота», легенды средневековья («Старый замок», «Катакомбы», «Тюильри»), жанровые картины современности («Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и Бедный», «Лимож. Рынок», «Быдло»).

Цикл открывается пьесой «Прогулка», которая затем, повторяясь в качестве рефрена, связывает почти все пьесы, как бы изображая переход от одной картинки к другой и трансформируясь от пьесы к пьесе. Это придаёт циклу симфонический характер, подчёркивающий его содержательный размах и масштабность.

Цикл строится на образном сопоставлении различных по характеру «музыкальных картинок». Во всех пьесах широко применяется музыкальная изобразительность. Например, в пьесе «Два еврея, богатый и бедный» используется сопоставление «грозных» громких аккордов в басовом регистре в медленном темпе (богатый еврей) и репетиций (повторов) короткими длительностями в верхнем регистре, изображающих плач и дрожание бедного еврея.

Среди множества музыкальных произведений, написанных под влиянием произведений изобразительного искусства либо произведений, в основе которых лежит музыкальная изобразительность, следует выделить цикл П. И. Чайковского «Времена года», симфоническую сюиту «Шехеразада», оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского- Корсакова и прелюдии для фортепиано К. Дебюсси («Девушка с волосами цвета льна», «Холмы Анакапри» и другие).

Итак, историческое развитие музыки, расширение её изобразительных приёмов и средств привело её к сближению с изобразительным искусством. В программной музыке, связанной с изображением, происходил как бы синтез 2 искусств в восприятии слушателя.

Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальных памяти и мышления.

Среди методов проведения интегрированного урока основным должен быть метод сравнительного анализа произведений музыки и изобразительного искусства, образно связанных друг с другом. Это слуховой и зрительный анализ и их сопоставление по принципу сходства, различия, контраста и повторности.

Педагог должен помочь учащимся определить родственные средства выразительности музыки и изобразительного искусства (интонацию, ритм, образ, настроение, контраст, оттенки и т. д.) Во время анализа произведений искусства и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ребёнка к произведению, не перегружать его терминологией.

Такие уроки должны формировать у школьников эстетическое восприятие произведений искусства, развивать у них навыки художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Конспект интегрированного урока «Путешествие в деревню «Сказкино» для учащихся 1–4-х классов с ОВЗ Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья Цель урока:.

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины» Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки» Цель: активизация творческой инициативы и стимуляция эмоциональных пере-живаний детей посредством взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

План проведения недели музыки в младшей группеПлан проведения недели музыки в младшей группе Музыка входит в жизнь ребенка с самого рождения. Колыбельная – это первое музыкальное произведение, которое слышит малыш. Велико значение.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Сценарий новогоднего представления для школьников средних и старших классов «Новогодний круиз со Снегурочкой» МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Сценарий новогоднего представления для школьников.

Сценарий проведения Дня рождения для старших и средних групп «Малыш и Карлсон в гостях у именинников» Действующие лица: Малыш и Карлсон. Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы собрались.

Технологическая карта урока музыки в 4 классе «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель»Технологическая карта урока музыки в 4 классе «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель» Тема урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель» Вид урока: Комбинированный Цель урока: Организовать активную проектную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы
Опубликовано: 15 мая 2023 в 22:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Смирнова (УИ 3247225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД