Анна Андреевна Жаркова
Консультация «О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства по праву считается общезензитивным в плане высокого личностного развития. В этот период интенсивно развиваются познавательные процессы, на новый уровень выходит межличностное общение. Ребенок овладевает социальным пространством отношений благодаря общению с близкими взрослыми, а также через построение отношений и совместной деятельности со сверстниками. Именно в этот период под влиянием социальных условий жизни, воспитания проходят путь совершенствования эмоции, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления [16].
Публикация «Консультация „О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников“» размещена в разделах
Так, к концу старшего дошкольного возраста формируются психические новообразования, считающиеся основными: качественно изменяется содержание аффектов, возникают особые формы сочувствия и сопереживания другим людям, развивается способность отстраниться от своих собственных переживаний, воспринимая эмоции другого человека [15].
Несомненно, этому способствует постепенное развитие психологических механизмов эмоциональной регуляции, в частности эмоционального предвосхищения, дающего возможность ребенку эмоционально оценивать вероятные последствия до реализации им каких – либо действий.
Эмоциональное предвосхищение формируется к концу четвертого года жизни и играет немаловажную роль в структурно более сложных механизмах мотивации продуктивной и игровой деятельности, для осуществления которых имеет необходимость не только вообразить предварительные результаты действий, но и эмоционально пережить ту значимость, которую они будут представлять для самого ребенка и близких взрослых.
Эмоциональное предвосхищение проявляется как результат особой исследовательско - ориентировочной деятельности дошкольника во внутреннем плане, появляющейся на основании эмпирического взаимодействия с окружающим миром. Именно такая деятельность способствует развитию особой функциональной системы, в которой неотъемлемо связаны как эмоциональные, так и когнитивные процессы. В ходе развития системы эмоциональной регуляции, эмоции приобретают интеллектуальный характер, синтезируются и становятся предвосхищаемыми. [3] В свою очередь когнитивные функции в этой системе приобретают эмоциональный характер, реализуют смыслообразование и смыслоразличение. Такая познавательно – эмоциональная деятельность позволяет ребенку мысленно занимать в каких-либо предлагаемых обстоятельствах определенную позицию, совершать воображаемые действия, проигрывать разнообразные варианты отношений с окружающими и таким образом получать возможность представить и пережить смысл ситуаций, запланированных к осуществлению действий и их потенциальных последствий, как для себя, так и для окружающих [3]. Таким образом, в дошкольном возрасте развитее эмоциональное опережает интеллектуальное, но в ходе подготовки дошкольника к школе педагоги зачастую отдают главенствующую роль в обучении когнитивному развитию, вынося за рамки организованного педагогического процесса эмоциональную жизнь ребенка, не придавая значения развитию системы эмоциональной регуляции. Односторонность внимания к развитию когнитивных процессов ведет к существенному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка. В силу этого, возможным становится предположить, что в основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект.
Проблема развития эмоционального интеллекта наиболее актуальна в дошкольном возрасте. С одной стороны, детство является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов. Вероятно, самым важным различием между коэффициентом умственного развития и коэффициентом эмоционального развития является то, что последний менее всего связан с генетическими факторами, что придаёт большую значимость процессу дошкольного воспитания и социализации в этом возрасте.
Непривычно звучащий термин — «эмоциональный интеллект» —изначально был связан с социальным интеллектом. Он появился именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X.Гарднер и Г. Айзенк [6].
Введен в научный обиход термин американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. определение эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [8, с. 48].
На современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д. В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два объекта могут быть представлены как пересекающиеся области.
В отечественной психологии эмоциональный интеллект иногда понимается как несовершенный компонент процесса мышления, снижающий объективность познания и отличающийся «ригидностью, косностью» [11]. Чаще отечественные исследователи ограничиваются лишь утверждением существования такого понятия, не определяя его, не выделяя отчетливо его структурные компоненты.
В противоположность точке зрения отечественных исследователей, в некоторых современных зарубежных и отечественных теориях эмоций рассматривается как особый тип знаний, эмоции рассматриваются как регламентированная реакция, которая с целью адаптации фокусирует когнитивную активность и последующие действия[12].
Кроме того, существуют исследования отдельных составляющих эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте : это формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе в трудах А. Меренкова; феномен «воображаемого партнёра» в детском возрасте в работах О. Б. Чеснокова; эмоциональный компонент в дошкольном воспитании Н. С. Ежкова.
Так, подвергнув анализу ряд трудов о проблеме понимания эмоций детьми дошкольного возможно сделать следующие обобщенные выводы:
• Согласно разнообразным существующим подходам авторов к пониманию эмоций и интеллекта, понятие эмоциональный интеллект определяется как : способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;[3] эмоционально-интеллектуальная деятельность; способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления ; [6]
• Наряду с уровнем интеллекта IQ все чаще проявляется интерес к показателю EQ - по-английски «emotional quality» (англ. «качество чувств», так существуют данные, согласно которым, эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ - всего лишь на 20%. Под «успехом» здесь понимается профессиональная карьера, успех в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении с другими людьми; [10]
• Формирование представлений об эмоциях опережает становление понимания эмоций других людей и является базой для его развития, возможность понять себя лежит в основе понимания другого, что согласуется с ведущим принципом С. Л. Рубинштейна «внешнее через внутреннее»; [8]
Исходя из проведенного теоретического анализа, становится возможным утверждать о необходимости и важности развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Развитию эмоционального интеллекта будет способствовать определенным образом организованная игровая деятельность, являющаяся естественной средой для развития дошкольников. Также игра представляет собой процесс, взаимосвязанный с коммуникативной стороной общения, способствующий развитию вербальных компонентов эмоционального интеллекта, или способности называния эмоций.
Наравне с игрой художественно – эстетическая деятельность, а частности рисование, позволить дошкольника усвоить опыт связанный с развитием эмоций и эмоционального интеллекта, ведь через рисование ребенок закрепляет знания, направленные на осознание своих эмоциональных состояний и эмоциональных состояний других людей. Также рисование будет способствовать анализу актуальных эмоциональных переживаний [16].
Таким образом, исходя из проведенного теоретического анализа, становится возможным определить перспективы дальнейшей работы – состоящие в необходимости разработки и апробации программы комплексного развития когнитивно - эмоциональной сферы с акцентом на целенаправленном формировании эмоционального интеллекта по средствам использования непосредственно ведущего вида деятельности дошкольника – игры, а также рисования.
Литература
1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26–27 ноября 2004 года, Смоленск: в 2 ч. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26.
2. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. Душа и тело. - М. : Пресс, 1998. – 160с.
3. Иванова Е. С. Автономность опознания и вербализации эмоций в структуре эмоционального интеллекта / Е. С. Иванова // В мире науч- ных открытий. – 2010. – № 6.2 (12). – С. 258–260.
4. Изард К. Е. Эмоции человека. - СПб. : Издательство «Питер», 2000.- 575 с. -
5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. – М. : «Академия», 2004. – 288 с.
6. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 29–36.
7. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями – эмпирический анализ // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 129–140.
8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 1999. – 456 с.
9. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта / М. А. Нгуен // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 5. – С. 80–87
10. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М. : “КСП ”, 2003. – 272 с.
11. Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с.
12. Соснин, В. А. Социальная психология: учебник – М. : ФОРУМ, 204. – 336 с.
13. Социальная психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. – М. : Академия, 2001. – 600 с.
14. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 11–28
15. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002. – С. 11 – 15
16. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я : как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О. В. Хухлаева. Москва : Генезис, 2004. – 175 с.