Людмила Жура
ОО «Речевое развитие». Беседа по содержанию русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Орг. момент.
В: Я обещала вам, что сегодня мы вновь побываем в сказке. Как всегда, попасть в неё поможет сказочный золотой ключик. Скажем волшебные слова: «Тили -бом, тили- бом, открывайся сказки дом!»
Не в города, не в небеса
Пошли друзья по чудеса!
Возьмём на дорожку
Хлеба лукошко,
В сердце- храбрости,
А в глазки- радости! (В кругу)
В: Вот мы и в сказке! Посмотрите вокруг, узнаёте вы героев?
Публикация «ОО „Речевое развитие“, Беседа по содержанию русской народной сказки „Иван-царевич и серый волк“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Д: Я вижу коня златогривого. Я разглядела Жар- птицу. Я увидел Серово волка! Я рассмотрела Елену Прекрасную. Я вижу Ивана-Царевича.
В: Ну а сейчас сядем рядком, да поговорим ладком!
Про сказку русскую известную и всем нам очень интересную.
В: Как же называется эта сказка, где такие герои?
Д: Это сказка называется «Иван- Царевич и Серый Волк».
(книга)
В: Кто скажет, какими словами обычно начинается любая сказка?
Д: В некотором царстве, в некотором государстве…
Жили- были … Жил- был царь… В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…
В: Какими словами начиналась наша сказка? Зачин сказки.
Д: Жил – был грозный царь и было у него 3 сына.
В: Зачем прилетала в полночь Жар- птица в царский сад?
Д: Поклевать золотые яблочки.
В: Какое задание дал Царь своим сыновьям?
Д: Изловить Жар- птицу.
В: Как в сказке сказано, какой был Иван- Царевич?
Д: Простой, весёлый да ласковый.
В: А каким вы его себе представляете?
Д: Смелым, отважным. Он умеет держать слово.
Поговорки: «Дал слово - держи его», «Слово сказать – узлом завязать»
В: Что это значит, взять слово и завязать его в узел?
Д: Нет, раз обещал, то нужно выполнить, сдержать слово.
В: Что сказал Царь Ивану- Царевичу?
Д: «Ступай, ищи по белу свету золотую птицу, а не найдёшь - голова с плеч!»
В: Да, ребята, в сказке бывают такие особенные сказочные слова и выражения. Вот и Иван- Царевич «закручинился», «голову повесил» после таких слов Царя. Что это значит?
Д: Загрустил, стал невесел.
В: «И пошёл Иван- Царевич «куда глаза глядят». А это что значит?
Д: Сам не знает куда…
В: Что обычно бывает в середине сказки?
Д: Приключения!
В: И в нашей сказке было много приключений! Я напомню вам слова из сказки.
(отрывок из сказки : И забыл Иван- Царевич,что Серый Волк ему наказал. Только дотронулся до клетки, пошё л по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились)
Покажем, как это было?
Логоритмика:
Как дудки заиграли?
Ду-ду,
ду-ду-ду
Балалайки запели?
Трень- ди –брень,
Трень-ди-брень.
Как забили барабаны?
Там-там,
та-та-там!
Как бубны забренчали?
Бум-бум,
Бум-бум-бум!
А гусли запели?
Ди-ли-день,
Ди-ли-день!
Заиграла труба:
Ба-ба,
Ба-ба-ба!
В: Какими словами можно рассказать о Сером Волке из нашей сказки?
Д : Быстроногий, смелый, сильный, храбрый, отважный, трудолюбивый, большой, умный, добрый…
В: Да, вот какой наш главный герой! Выходите, ребята, с мячом поиграем и ещё про сказку поговорим :
(в кругу с мячом 2 игры по сказке)
1 игра:
Чья у волка голова?-волчья
У волка характер-волчий,
Чьи быстрые ноги спасают волка?- волчьи,
У волка ухо- волчье,
Чей тонкий слух помогал волку?- волчий,
У волка шерсть – волчья,
Чьи глаза не спали 3 дня?- волчьи
2 игра: Я начну, а вы продолжите:
Сядем рядком, …. да поговорим ладком.
Долго ли, ….коротко ли.
За сине море, …за высокие горы.
Скоро сказка сказывается…. да не скоро дело делается.
В: А сейчас снова сядем рядком, начинаю сказание!
Чтение концовки сказки.
В: Куда полетел Ворон Воронович?
Что добыл ворон? Как оживил волк Ивана-Царевича? Как огорчился И-Ц?Что волк ответил Ивану-Царевичу? Что пообещал волк И-Ц? Что увидел И-Ц во дворце? Обрадовалась ли Елена Прекрасная? А что произошло с нечестными героями? ( Поговорка : не рой яму другому - сам в неё попадёшь)
Наша сказка закончилась чудесным образом - какими словами?
Д: «Стали они жить, поживать, да горя не знать»
В: Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Вам надо пересказать концовку сказки так, чтобы все смогли ярко представить себе вашу картину.
А помогут вам наши схемы- помогалочки.
Пересказ детьми.
Отдохнём! Пальчиковая гимнастика «Конь»
«Конь меня в дорогу ждёт,
Бьёт копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочной, красивой!
Быстро на седло вскочу-
Не поеду- полечу!
Цок- цок, цок- цок-цок!
Там за дальнею рекой
Мы помашем всем рукой!»
Пересказ детьми.
Физминутка «Мы по сказке походили»
«Мы по сказке походили,
Всё в ней круто изменили,
Мы ногами топали,
Мы в ладоши хлопали.
Будут в сказке помнить нас.
Наклонялись мы на раз.
На два поднимались,
Всем поулыбались.
И опять потопали,
и опять похлопали.
Вот какие молодцы, вот какие удальцы!»
В: Сели. (худ. слово) «Со сказками все дружат,
и сказки дружат с каждым
Они необходимы как солнышка привет!
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что может было, а может быть и нет…»
В: А наша сказка бытовая или волшебная?
Д: Это волшебная сказка.
В: А какие в ней происходят волшебства, чудеса?
Д: ответы детей….(волк превращается)
В: Сказка поучительная. Через вымысел учит нас увидеть добро и зло.
Д: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. (предложить сказать инд. и хором с интонацией)
Заключительная часть:
В: В сказках часто герои помогают друг другу. Об этом в народе сложено много поговорок. Какие вы знаете?
Д: Поговорки о дружбе:
-Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
-Человек без друзей, что птица без крыльев.
- Делай добро - жди добра.
-Добро всегда побеждает зло.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Дружба как стекло, разобьёшь- не сложишь…
В: И мы дружные, помогаем друг другу.
Вставайте в круг.
«- Что для жизни нужно?
-Солнце!
-Что для дружбы нужно?
-Сердце!
-Что для сердца нужно?
-Счастье!
-Что для счастья нужно?
-Мир!»
В: Пришло время возвращаться из сказки, произнесё м волшебные слова:
«Сказка двери закрывай,
В детский сад нас отпускай"