Олеся Логвинова
О подборе эффективных методов и приемов в физкультурно-оздоровительной работе по профилактике плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых распространенных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у детей является плоскостопие. Плоскостопие – изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов стопы. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически. Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляться медицинским работником в ДОУ с использованием объективных методов исследования. Для получения максимальной картины обследуют стопы, применяя плантографию – получение отпечатков стоп.
Публикация «О подборе эффективных методов и приемов в физкультурно-оздоровительной работе по профилактике плоскостопия» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В нашем детском саду выявлено плоскостопие в старших группах 6 детей, в подготовительных группах 9 детей.
В связи с этим остро встал вопрос о путях совершенствования работы по профилактике у детей плоскостопия. Понимая важность того, что успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны лишь на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы). Для профилактике плоскостопия у детей чаще стала включать элементы корригирующей гимнастики в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику. Но чтобы глубже работать над этой темой получить значимый результат решила организовать кружок «Здоровые ножки».
Вначале работы изучила дополнительную литературу по профилактике плоскостопия. И поставила следующие задачи:
1)Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стопы.
2)формирование двигательных действий, обеспечивающих укрепление поперечного и продольного свода стопы, мышц ног.
3)Обучение элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, бёдер
4)Развитие и корректировка стопы, укрепление связачно –суставного аппарата.
Занятия кружка провоходят 2 раза в неделю по 20 минут. Дозировка в зависимости от возраста и уровня подготовленности детей. В работе использую различные методы : словесные, наглядные, практические. Из словесных методов применяю беседы о здоровом образе жизни: «Что значит здоровые ножки», «Знакомимся со своим организмом» использую художественное слово, игровую мотивацию. С удовольствием дети выполняют упражнения «Платочек» с использованием стихов
Например:
«Я платок возьму ногой
Поднесу его к другой,
«Устали наши ножки», «Ду-ду-ду, от медведя я уйду», «Застучали в мастерской молоточки снова».
Вначале любого занятия для укрепления ослабленных мышц стопы используются различные виды ходьбы: «высокая трава», «болото», «переходим через ручей» — приставной шаг по гимнастической палке.
Ходьба с постепенным усложнением и с использованием нестандартного оборудования: ребристые дорожки, массажные коврики с пуговицами, пробками, дорожку здоровья, верёвочки, шишки. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.
Коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата можно достичь путем выполнения правильно подобранных специальных упражнений:
- без предметов : потирание одной стопой другой, сгибание и разгибание пальцев ног (сидя, лёжа, поворачивание стопы вперёд-назад, вправо-влево.
- с предметами:
«Каток», «Буксир», «Маляр»
Так же проводятся комплексы корригирующей гимнастики: «строитель», «крокодильчик». Предлагаемые элементы корригирующей гимнастики (упражнения) можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной активности.
В комплексах упражнений стараюсь применять разные пособия: мячи, гимнастические палки, обручи, канат, а так же использую нестандартное оборудование: платочки, карандаши, камушки, бумагу, ленты, кубики и т. д. Такие виды физических упражнений служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия.
При выполнении упражнений использую разное исходное положение: сидя, стоя, лёжа. Всю работу по профилактике плоскостопия веду в игровой форме т. к. увлекаясь игрой, дети легко закрепляют нужные навыки. Увлекают детей и комплексы-загадки (отгадав загадку дети изображают отгадку).
Провожу с детьми массаж стопы и голени, он помогает подготовить ступню ноги к различным, более сложным действиям. Для массажа стопы и профилактики плоскостопия можно также использовать и деревянные палочки для игры в городки. Эти палочки мы используем не только для массажа стопы, но и для выкладывания пальцами ног букв. Что также стимулирует кровообращение в своде стопы.
Такие игровые упражнения: «Стирка», «Передай не урони», «Гармошка», подвижные игры: «Весёлые ребята», «Зайцы и волк», «Космическая карусель» так же способствуют закреплению опорно –двигательного аппарата, укреплению здоровья в целом. Все эти игровые приемы с частой сменой деятельности и с использованием разнообразных цветных предметов приводят детей в восторг, а мы добиваемся своей цели – мышцы стопы рефлекторно работают и приводят к ее укреплению.
Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты).
Таким образом, представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.