TATI
О необходимости использования социально-педагогических технологий в социозащитных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что особой приметой и реальностью современного этапа развития социально-педагогической работы социозащитных учреждений России является интенсивное освоение представителями социально-педагогических служб новых сфер социальной поддержки детей и подростков в широком диапазоне образовательного и социального пространства, а также поиска ресурсов и воспитательных возможностей социума для формирования современной личности ребёнка.
Публикация «О необходимости использования социально-педагогических технологий в социозащитных учреждениях» размещена в разделах
Ориентация общества на новый мир личности, изменяющийся мир её социального окружения требует от всех педагогов, психологов и воспитателей постоянного профессионального совершенствования и эвристического типа построения своей профессиональной деятельности. Кроме того, периодическое обновление профессиональной ориентации педагогов, психологов и воспитателей, а также способов, приемов и средств работы с различными категориями детей и подростков вызывает острую потребность формирования разнообразных целевых программ социально-педагогического сопровождения деятельности различных социальных служб социозащитного учреждения. Основу потенциала этого сопровождения составляют социально-педагогические технологии - это сегодня и является особенно актуальным.
Поэтому любому специалисту в области социально-педагогической работы необходимо уделять внимание не только формированию и реализации предметного (содержательного) компонента своей деятельности, но также разработке и внедрению новых инновационных технологий.
Вместе с тем практика свидетельствует, что эти общие и индивидуальные приоритеты нередко остаются вне поля понимания и внедрения со стороны многих специалистов и социальных служб. Ахилесовой пятой большинства представителей социально-педагогических служб, обычно начинающих свою профессиональную карьеру на этом поприще и владеющих основами педагогического мастерства, является практическая реализация своего теоретического потенциала. Напротив, для многих, прекрасных «от сохи» педагогов-практиков, остаются вне поля досягаемости как основы социально-педагогических знаний, так и приведение своего эмпирического достояния, а тем более формирование его технологий.
Нет сомнений, что технологии социально-педагогической работы сегодня за практиками, свободно владеющими основами социальной педагогики и социальной работы, психологии социально-педагогической деятельности, социологии и социального проектирования, валеологии, медицины, права и других наук, объясняющих или формирующих приемлемую модель жизнедеятельности воспитанника современного социозащитного учреждения. Технологии - за думающими и целеустремлёнными практиками, умеющими проводить социально-педагогический анализ социальных состояний и изменений в окружающей жизни, условий своей профессиональной деятельности; способными не только чувствовать и видеть тенденции жизнедеятельности детей и подростков, процессы формирования возможностей своей профессии, но и умеющими использовать естественный ход развития социальных событий в интересах своевременного и целесообразного разрешения жизненно трудных для подрастающего поколения ситуаций.
Технологии социально-педагогической деятельности – это :
- операции, действия, фрагменты повседневной работы специалиста, без усвоения которых исключается осознанное восхождение к вершинам профессионального мастерства в области социально-педагогических услуг современного с социозащитного учреждения;
- искусство изменения состояния отдельных ребят или социальных групп детей, нуждающихся в помощи в процессе получения определённого уровня образования;
- средство реализации достижений науки с учётом закономерностей восстановления и развития социальной активности учащегося и его микроокружения.
На сегодняшний день само представление о технологическом аспекте социально-педагогической деятельности значительно расширилась: наряду с традиционными понятиями «педагогические системы» и «педагогические технологии» появились термины «психосоциальные технологии», «психолого-педагогические техники», функционально-ролевые игры и т. д.
Ряд отечественных учёных, изучающих практико-ориентированные проблемы воспитания (технологии прогнозирования и моделирования, методики диагностики и проектирования, техники социальной поддержки детей и т. д.) видят дальнейшее развитие социально-педагогической работы в сфере социально-педагогического обеспечения, объединяющего все эти направления и позволяющего достичь качественно нового уровня профессиональной деятельности.
Конечно, существует и ряд проблем социально-педагогических технологий :
- проблема конечного результата;
- проблема стереотипизации социально педагогической работы;
- проблема применения социально-педагогических технологий в воспитательном процессе.
В чем суть каждой из них?
Проблема конечного результата. Она детерминирована тем, что в социально-педагогической работе, ориентированной на конечный результат, технология включена во внешней предметный блок профессиональной деятельности и характеризует эту деятельность со стороны результата.
В таком случае возникает вопрос: Какого результата мы хотим достичь социально-педагогической работе с различными категориями детей, применяя методики, техники, частные технологии?»
Первый, чаще ситуативный ответ, который носит, как правило, общий характер, звучит примерно так: «Эффективность». Далее же, по мере осознания данной проблемы, начинает вырисовываться более сложная конструкция предполагаемого результата.
Результат применения технологий социально-педагогической работы в образовательном учреждении, где требуются встречные усилия специалистов и воспитанников, имеет два уровня: первый - предварительный (промежуточный) результат; второй - конечный результат.
В разрешении проблем воспитания точки зрения специалиста и детей не всегда совпадают.
Например, педагог применив информационную технологию или её отдельные элементы, считает цель своей работы достигнутой. В то же время, сведения, полученные от специалиста, могут удовлетворить ребёнка лишь на эмоциональном уровне в течение определённого времени, но как только этот эффект рассеивается, он начинает понимать, что информация - это ещё не решение его проблемы и чего-то здесь недостает.
Изучение данной проблемы в деятельности разнообразных социально-педагогических служб показывает, что внесение специалистом в процесс разрешения образовательно-воспитательных определённых методик, тренингов, упражнений и т. д. может быть только предварительным результатом, а значит, средством достижения чего-то большего, что может дать предварительная работа с объектом внимания. К сожалению, нередко усилия самого субъекта этой работы, завершаются «изготовлением» такого средства, а пользоватся им - это как бы само собой разумеющееся дело для нуждающегося в помощи.
Оценка качества и эффективности проделанной специалистом работы определяется обоснованностью применяемых им технологий, надёжностью и лёгкостью их усвоения, его профессионально-личностными параметрами как специалиста (опыт деятельности, отношение к инновациям и т. д.).
Конечный результат применения социально-педагогических технологий может быть выражен лишь показателями изменения самого объекта внимания или взаимодействия. А это значит, что технологии должны работать на конечный результат в понимании самой личности воспитанника, достижение которого возможно лишь посредством реализации всех возможностей социально-педагогической работы.
Проблема стереотипизации работы специалиста, сформировавшаяся в течение многих лет как у педагогов, психологов, воспитателей, так и общественного мнения, особенно сказывающаяся на высоте планки качества оказываемой им необходимой помощи.
Очевидно, что в социально-педагогической работе палитра социальных услуг, тем более посреднических, является довольно пё строй: в чем-то социальный педагог может помочь сам, в чем-то - он посоветует обратиться к другим специалистам или в другие учреждения, в чем-то будет рекомендовать действовать на усмотрение родителей учащегося. Так или примерно так, незаметно, со временем сложилось в социально-педагогической практике, что один из обратившихся при такой постановки вопроса избавился от своих проблем, а другой - оказался как бы на распутье: и специалисты помогали, и проблема осталась не разрешенной.
Сегодня в этом вопросе имеет место многовариантность и широта взглядов на структуру, содержание социально-педагогических услуг и оценку действий специалиста. В результате нередко наблюдаются противоречивые ситуации в деятельности социальных служб социозащитных учреждений, когда черезмерная занятость специалистов чаще неадекватна качеству предоставленных ими социальных услуг.
В решении проблемы «стереотипизации» открываются широкие возможности частных технологий социально-педагогической деятельности. Предоставляется, что их реализации должно сопутствовать принятие социально-педагогическими службами концепции технологизации всех сфер их деятельности, а значит и признания приоритета конечного результата и ориентации своих усилий на внедрение именно таких технологий.
Проблема освоения и применение технологий социально-педагогической деятельности. От успешности её решения во многом зависит изменение профессионального облика специалиста по социально-педагогической работе социозащитного учреждения.
Среди множества наиболее важными с точки зрения практики применения технологий, как показывает опыт социально-педагогической работы, являются: технологии сбора и обработки социально-педагогической информации о лицах (группах, нуждающихся в помощи (социальная диагностика, оценка психологического здоровья семьи, определение уровня конфликтности родителей и детей и т. д.); технологии непосредственной работы специалиста с подростком по конкретным вопросам (учёба, межличностные отношения, поведение, опекунство и т. п.); технологии прогнозирования, оценки качества социально-педагогических услуг и другие.
Эффективность применения социально-педагогических технологий в значительной мере определяется и структурой деятельности социальной службы социозащитного учреждения, наличием специалистов и уровнем их подготовленности к работе с различными категориями учащихся.
Не менее важной представляется проблема непосредственной реализации социально-педагогических технологий в решении конкретной проблемы учебно-воспитательного процесса. Одной из актуальных становится задача индивидуализации (персонализации) их применения. Ведь реально, как бы не формировались категории детей, многообразие их проблем и отличий вынуждают специалиста адаптировать методики, средства и способы оказания социально-педагогической помощи конкретному ребёнку. В этом сложность, но без этих процедур социальная помощь в её полном понимании для нуждающегося в ней теряет смысл.
Среди социально-педагогических технологий следует выделить несколько их групп:
- диагностические технологии;
- технологии воздействия (коррекционные, профилактические, реабилитационные);
- технологии разрешения социально-педагогических проблем, в частности, техника разрешения конфликтной ситуации, техника первичной беседы социального педагога с подростком с признаками алкогольной зависимости, методика коррекции поведения воспитанников и тренинговая программа «Тренинг общения с подростками»;
- технологии формирования мотивации педагогов и подростков к взаимодействию в трудной ситуации отношений;
- технологии разрешения проблем учащихся в учебно-воспитательном процессе (регулирования, педагогического воздействия, «интервенции», «погружения» и других инструментариев).
Идёт развитие технологий регулирования внутренних состояний личности, учебной группы; на разработку коррекционно-реабилитационных технологий в работе с детьми; на внедрение технологий педагогической коррекции внутригрупповых отношений; на использование технологии «интервенции» (внутригруппового педагогического воздействия, а также технологий педагогического сопровождения деятельности специалиста.
Значительное место сегодня отводится широкому внедрению компьютерных технологий диагностики индивидуальных качеств личности учащегося, коррекции их поведения как перспективы применения инновационных форм технологизации образовательного процесса.
Все перечисленные технологии проходят сегодня апробацию в социозащитных учреждениях различных регионов России.
Эта работа призвана оказать помощь педагогам, психологам и воспитателям социально-педагогических служб социозащитных учреждений в повышении знаний в области теории и практики социально-педагогических технологий.