Фируза Никулина
О наказании и поощрении. Консультация для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Какие методы воспитания хороши? Методы бывают результативными при уходе за растениями или дрессировки животных, человеку же нужны образцы. И не только положительные. Иногда и плохой образец действует не хуже доброго, отвращая ребенка от подобных действий.
Косвенное неодобрение.
Очень сильный, тонкий, разнообразный метод. Игнорировать, не замечать. Но не пережимать: одно дело не замечать поведения, другое - не замечать человека. Не играть долго в молчанки и угадайки, не демонстрировать своего плохого настроения. Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, рассказать в его присутствии. Маленькому - в виде сказки. Рассказать о своем прошлом поступке, о котором вы теперь сожалеете. С пространными проповедями не спешить.
Публикация «О наказании и поощрении, Консультация для воспитателей и родителей» размещена в разделах
Опасайтесь двойственности в своих поступках и оценках.
Самое жестокое наказание для ребенка - ожидание наказания. По настоящему мы наказываем ребенка только нашими чувствами. Сколько минут, часов, месяцев, сколько жизней мы отравляем этим ожиданием, этой стерегущей угрозой. Для кого это наказание непосильно, тот вырабатывает защиту, имеющую вид душевной глухоты, тупости, а затем к ним привыкают.
О наказании и поощрении. Все есть яд и все есть лекарство. Тем или другим их делает только доза. «Я боялся в детстве наезжавшей иногда тетки, потому что степень ее родства определяли, как «десятая вода на киселе». Я понимал это буквально - варят кисель из тетки, сливают одну воду, вторую. Кисель стал на всю жизнь ненавистен, тетка тоже».
Начинай строить понимающий мир, начиная с себя!
Первый и главный навык - открытие непонимания. Научись освобождаться от мнимого понимания.
Осторожно с наказанием!
Здесь должен соблюдаться главный принцип гуманистической педагогики: Недопустимость осуждения самого человека при необходимости осуждения его поступков.
Наказывая, подумай: зачем наказываешь? (не за что, а зачем? Чего хочешь, что это даст).
На этот вопрос обычно есть два ответа:
1) чтобы отучить, проучить, отвадить, отбить охоту.
2) чтобы научить (приучить, втолковать, заставить понять.).
Никого и никогда еще не научили понимать втемяшиванием
и накалыванием.
Физическое наказание - множество сопутствующих обстоятельств и неуследимых последствий. Конечно, он предпочтет получить в месяц пару шлепков, чем слушать ежедневный бесконечный крик или ворчание, упреки. Не секрет: есть моменты, когда даже самому терпеливому воспитателю трудно ограничиться лишь повышением голоса и соответствующими эпитетами.
Ни в коем случае недопустимо:
• даже шлепать детей младше трех лет (обобщенная реакция, подавление активности, невроз страха, угроза развитию);
• трогать лицо, голову (любители подзатыльников и щелчков, вспомните: голова - орган мышления);
• наказывать или угрожать оружием, усиливающим боль и страх (ремень, палка.). Если и допустимо оружие - оно должно быть безобидным и смешным (авоська, штаны);
• причинять боль и страх каким-нибудь иным насильственным действием - выкручиванием ушей, щипками и др. - это уже из области садизма. Единственно, что возможно в условиях драки - оттянуть, встряхнуть и тут же отпустить;
• систематически угрожать наказанием в какой-либо форме;
• наказывать ребенка старше семи лет в присутствии его сверстников;
• наказывать за что угодно детей нервных, с обостренной восприимчивостью, впечатлительных - риск непоправимого психологического ущерба.
Допустимо и желательно: искренне и без промедления извиниться перед ребенком любого возраста, если наказание сгоряча оказалось несправедливым и несоразмерным вине; загладить инцидент дружелюбным обращением, но ни в коем случае не подкупами, поблажками, излияниями, подарками и обещаниями таковых.
Как хвалить за то, что есть.
Способы компенсации пострадавшей самооценки неисчислимы. Совсем маленьких детей и совсем взрослых при наличии физического недостатка, а также умственного или душевного; при характере робком, хрупком, тревожном, меланхолическом; при положении гонимого, даже если это только в его воображении; при всех трудностях общения, после потери, неудачи, неприятности, несчастной любви и просто так, профилактически, можно и даже крайне необходимо хвалить за то, что есть, и даже за то, чего пока нет. Если ребенок болен, ослаблен физически или морально, его нельзя оставлять без похвалы ни на сутки. Одной лишь похвалой можно унять боль.
Есть моменты, когда одна только похвала за то, что ты живешь, может спасти жизнь. Хвалить можно за что угодно, но ко времени и к месту, и не переборщить.
Владеющий этим умением может творить чудеса. Это - ключ к человеку. Если вы хвалите человека за то, чего у него нет, это не значит, что вы говорите неправду. Есть действительное и есть возможное. Мы можем верить и высказывать веру, ибо наша вера способна превратить веру в действительность. Искусство состоит в том, чтобы самому поверить и внушить эту веру другому.
Если вы хотите научить ребенка чему-либо, то начинайте всегда с похвалы. Сперва показав, сделав вместе, даже если ничего не получилось - сначала хвалите усердно и щедро, не боясь перехвалить за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке.
Опережающее одобрение - сильный воспитательный момент : Ты это можешь! Ты сильнее, умнее, добрее, чем тебе кажется! Опережающее одобрение - и сильное зловреднейшее отрицательное внушение! Будь с ним осторожен!
Очень важно хвалить ребенка с утра и как можно раньше. Это - аванс на весь трудный и долгий день.
Всякое повышенное требование начинайте с похвалы!
Надо поднять веру в себя. Присмотрись: в самом деле у ребенка нет достоинств, или это ты слишком взросло и узко их понимаешь?
Косвенное одобрение, или как хвалить, не хваля. Это самое сильное средство. «У меня это дело, пожалуй, выйдет хуже, чем у тебя», «Почему-то в доме сегодня легко дышать» (вы делаете вид, что не заметили проведенную им уборку, «Тарелки блестят, как зеркало», «Хоккеист. или балерина. тоже в детстве часто болели» и т. д., то есть ты наводишь ребенка на нужное ощущение и внушаешь надежду.
Рикошет - это превосходный метод косвенного внушения. Все, что вы хотите сказать ребенку, «нечаянно» вставляйте в разговор между собой, так, чтобы он услышал. Ребенок прекрасно слышит, даже если не слушает, а играет (повышенные способности к косвенному попутному научению). Расскажите о ком-то, кто поступил так же хорошо, как и он, хотя его самого не упоминайте. Начиная с десяти лет, а иногда и с семи, и одобрение, и неодобрение способом рикошета действуют сильнее. Так можно тонко утешить и ободрить ребенка: «Он старается. У него уже лучше.». Подсознательная логика ребенка: «Раз обращаются не ко мне, значит, говорят правду». Овладевайте искусством намека! И еще: когда вы пользуетесь методом рикошета, то не допускайте никакой иронии, насмешки - это удар ниже пояса и очень опасно!
Еще один способ похвалить: спросить у него совета и сделать, как он скажет (потом незаметно переделаете или внушите ему другое); попросить у него помощи.
Просьба сильнее приказа! Воспитание - это всегда немножко или много спектакль. Надо иногда уметь прикинуться слабым, беззащитным, зависимым от него (начиная с 7-8 лет этот прием может дать чудодейственные результаты).
Взрыв любви - бурные похвалы за то, чего никогда не будет - метод «скорой помощи» при кризисных состояниях. Он может оказаться единственным методом спасения при угрозе отчаянного поступка, сумасшествия, самоубийства. Он может восстановить безнадежно разрушившиеся отношения, но требует особого вдохновения, без фальши.
Любовь и оценивание есть нечто противоположное, несовместимое. Любовь не обязательно выражается в похвалах, а скорее в желании понять и защитить.
Напоминайте себе почаще, что:
• наша раздражительность, склонность гневаться и обвинять рождает 50% конфликтов;
• что жизнь слишком коротка, чтобы делать ее мрачной и скучной;
• что детство у человека только одно, и земной путь ребенка не бесконечен;
• что пока в ваших отношениях есть хоть капля юмора - ничего не потеряно!
Список использованной литературы:
1. Родителю дошкольника (сборник 14). методическое пособие. Казань, 2000, 21 с. / Сост. О. Б. Мочалова.
2. Скорлупова О. А. Контроль как один из этапов методической работы. 2004г