Владимир Стрельцов
О контекстном обучении и компетентностном подходе в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
О контекстном обучении и компетентностном подходе в физическом воспитании дошкольников
Воспитатель по физической культуре Стрельцов В. П.
Г. Пятигорск, МБДОУ № 26 «Аленький цветочек»
Оптимизация физического воспитания дошкольников в русле развития и совершенствования современной педагогической системы и ФГОС предлагает различные авторские программы и методики. Одной из таких методик является контекстное обучение и компетентностный подход к физическому воспитанию в ДОУ. Изначально концепция контекстного обучения разрабатывалась для обучения студентов ВУЗов, однако, существование единого образовательного пространство «детский сад – школа – ВУЗ» определяет возможность использования ее в дошкольном образовании.
Публикация «О контекстном обучении и компетентностном подходе в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Привлекательность концепции контекстного обучения заключается в ее ориентированности на практику повседневной деятельности и учет личностных характеристик занимающегося. Взаимосвязанный с ней компетеностный подход позволяет объединить отдельные упражнения в единые тематические блоки – компетенции, минимизировать предметно-знаньевое обучение без потери качества и широко применять игровой метод проведения занятий и упражнений, декларируемый ФГОС.
Контекстное обучение. Понятие и содержание.
Основной целью физкультурного занятия, несмотря на все нововведения и попытки изменений было и остается обучение упражнениям. Мы обучаем детей строевым и общеразвивающим упражнениям в определенных регламентированных исходных положениях и движениях, обучаем упражнениям в основных движениях, уделяя особое внимание технике выполнения, обучаем регламентированным традиционным подвижным играм с весьма спорной практической значимостью, так как дети не используют эти игры в повседневной самостоятельной двигательной активности. Это и есть предметно-знаниевый подход к обучению. Контроль также осуществляется за техникой упражнений и результативностью выполнения некоторых из них.
В то же время возникает некий пробел между абстрактными упражнениями и собственно игровой деятельностью детей, которая является основной ведущей их деятельностью, практикой их существования.
Как приблизить обучение упражнениям к реалиям практической игровой и двигательной деятельности детей? Это предполагает установление в физкультуре дошкольников контекстов-взаимосвязей усваиваемых упражнений с практикой их применения – игровой деятельностью.
Теория контекстного обучения сформулирована Вербицким А. А. на основе трудов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других. В соответствии с ней усвоение содержания обучения осуществляется не путем простой передачи информации, а в процессе собственной, внутренне мотивированной активности занимающегося, направленной на предметы и явления окружающего мира. В нашем случае – это относится к игровой и практической двигательной деятельности детей. Данная теория основана на использовании проблемного обучения.
Традиционно в качестве единицы усвоения содержания обучения выступает двигательное задание или задача – присесть, пробежать, выполнить движения руками, прыгнуть, метнуть, поймать и т. д. Но решение задачи выполняется по эталону, в заранее заданных условиях. А на практике и в жизни условия могут широко варьироваться, на все варианты эталонов не запасешь. Нужно формирование специфического, оперативного, двигательного мышления. А единицей мышления является не задача, а проблема.
Например. При обучении лазанию по гимнастической стенке, ребенку ставится задача залезть одноименным или разноименным способом. В подвижной игре «пожарные на учении» перед ребенком возникает проблема залезть максимально быстро любым удобным способом.
При обучении прыжкам в длину, ставится задача прыгнуть с места или с разбега, приземляясь в присед на корточки. В то же время в игре «волк во рву» проблему перепрыгивания через ров ребенок решает, прыгая шагом на одну ногу.
Выполняя бросок мяча в цель, ребенку ставится задача выполнить бросок определенным способом из определенного исходного положения. А при игре в «вышибалу» - проблема бросить и попасть быстро и точно любым способом, не соблюдая особых положений.
Очевидно, что выполнение упражнений в игровом контексте основано больше на проблемных ситуациях и требует развития быстрого, оперативного мышления и выполнения действий во взаимосвязи с проблемной ситуацией.
Таким образом, в качестве контекста обучения движениям и упражнениям на физкультурных занятиях логично выступает игровая деятельность детей, которая одновременно является их ведущей деятельностью, практикой их существования.
Компетентностный подход.
Обобщение теоретических основ организации физического воспитания детей дошкольного возраста и идей о ключевых компетенциях, результаты различных исследований вскрыли взаимозависимость и важность интегративного развития психических, физических, социальных качеств, что позволило определить наполняемость компетентностей, формирующихся в процессе занятий физической культурой детей дошкольного возраста.
Для начала, необходимо определиться с понятиями «компетенция» и компетентность». Хотя современные исследователи дают несколько различные трактовки данных понятий, можно выделить их общую основу.
Компетенция – это способность человека, комбинация знаний, навыков и опыта, необходимых для эффективного выполнения поставленных задач.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Хуторский А. В., 2005). То есть, компетентность – уровень владения компетенцией.
Как мы видим, компетенция не исключает предметно-знаниевого обучения, но содержит его в основе. В то же время, полученные знания, умения и навыки группируются в компетенцию, которая таким образом выступает как интегративное качество. Каждая из компетенций имеет интегративную природу и представляет собой сплав психофизических ценностных ориентаций, знаний, умений, социальных кондиций и физкультурно-двигательного опыта ребенка дошкольного возраста.
В связи с новизной используемых понятий нет возможности привести достаточное количество примеров компетенций в физическом воспитании дошкольников. К тому же, имеющиеся в доступе примеры компетенций достаточно спорны. Поэтому мы определили их самостоятельно.
Компетенция преодоления дистанций и препятствий. Эта компетенция базируется на упражнениях в основных видах движений (ОВД). Определяемые как «жизненной важные движения» человека, основные движения решают задачи преодоления дистанций, препятствий, поражения цели предметом, передачи и ловли предмета.
Компетенция калистеники. Калистеника – разновидность гимнастики, направленная на развитие координации, быстроты, гибкости, силы, состоящая из упражнений с собственным весом и минимумом подручных снарядов. Эта компетенция включает владение общеразвивающими упражнениями, выразительными движениями, равновесиями, упражнениями на гибкость и силу.
Предметно-манипулятивная компетенция. Включает упражнения с манипуляциями мячами, обручами, прыгалками и другими предметами.
В программно-методических рекомендациях некоторые упражнения манипуляций предметами неоправданно вмешиваются с основными движениями. Например, прыжки со скакалкой, которые по сути являются подскоками, относят к группе основных движений «прыжки». Хотя эти подскоки не являются «жизненно необходимыми» движениями.
Аналогичное противоречие прослеживается в группе упражнений с мячами. Отбивание мяча от пола, ведение его рукой или ногой в определенном направлении также не являются жизненно-необходимыми навыками, и логичнее отнести их не к основным движениям, а к общеразвивающим или игровым упражнениям.
Кроме того, существует множество упражнений с палками, обручами, лентами и т. д., которые выходят за рамки общеразвивающих упражнений. Поэтому мы посчитали логичным выделить эти упражнения в отдельную группу.
Игровая компетенция. Включает умение играть и организовывать игры в кругу сверстников.
В программно-методических рекомендациях часто не разделяется игровой способ выполнения упражнений и собственно подвижные игры. Игр рекомендуется много и количество их увеличивается, по нашему мнению – не всегда оправдано. На самом деле, для физического воспитания не нужно такое количество игр. Этот материал подлежит подробному рассмотрению и классификации.
Очевидно, что для формирования компетенций нужно провести углубленный анализ содержания программы по физическому развитию и заново распределить имеющийся там материал.
Таким образом, можно заключить, что ключевым моментом образовательного процесса является создание новых единиц измерения образованности человека – компетенций, как интегрированного результата, универсального опыта деятельности, направленного на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
Содержание методики ориентированной на формирование компетенций и предполагает: моделирование педагогом упорядоченной двигательной деятельности с введением ребенка в воображаемую игровую ситуацию и принятием роли персонажа, сюжета, в котором предусматривалось достижение определенной цели многими допустимыми способами в условиях постоянного и, в значительной мере, случайного изменения ситуации, создание микроклимата, где проявляются возможности для физического, психического и социального развития ребенка. Намеченная игровая тема занятия разворачивается в сюжете, т. е. в образах, действиях и отношениях.
Материалом в разработке темы занятия являются физические упражнения, включенные в игровое задание, в котором ребенок на основе опыта индивидуальной двигательной деятельности, самостоятельно-познавательной активности и социального взаимодействия, ориентируясь на результаты, предопределенные сюжетом, решает набор задач (с помощью взрослого или самостоятельно) для выхода из проблемной ситуации.
Анализ современных методических рекомендаций по физическому воспитанию (Пензулаева Л. И., Федорова С. Ю., Степаненкова Э. Я.) а также содержания программы «От рождения до школы» по образовательной области «Физическое развитие» показывает отсутствие существенных изменений за последние десятилетия. Это говорит, во-первых, о высоком качестве разработанного в свое время материала и, во-вторых, об объективной трудности создания и внедрения прогрессивных технологий в процесс физического воспитания дошкольников. В этой же связи, работа в данном направлении считается нами перспективной и вполне осуществимой.
Литература:
1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М. : ИЦ ПКПС. - 2004.- 84 с.
2. Гришина Т. С. Компетентностный подход на занятиях физической культуры с детьми дошкольного возраста
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 6-е изд. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. - 368 с.
4. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. - 160 с.
5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
6. Федорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.- 96 с.