Вера Сурова
Нравственное воспитание на уроках литературного чтения на примере повести А. А. Лиханова «Крутые горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, а также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Публикация «Нравственное воспитание на уроках литературного чтения на примере повести А, А, Лиханова „Крутые горы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Литературное чтение
- Темочки
Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравстенными отношениями. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.
На своих уроках литературного чтения я приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Готовясь к нашей встречи, я решила показать, как проходит этап формирования нравственности на примере повести Альберта Анатольевича Лиханова «Крутые горы». Почему именно это произведение? Альберт Анатольевич автор множества книг для детей и подростков. Основными направлениями творчества Альберта Лиханова являются : детство, юность, проблемы молодежи и подростков. Писатель раскрывает темы воспитания, роли семьи, школы, окружения в становлении личности. Оно запало мне в душу, когда я сама его впервые прочла. Очень жаль, что современные авторские коллективы не включают такие произведения в программы литературного чтения. Поэтому данные уроки проходили как внеклассное чтение. Было проведено несколько ознакомительных уроков и заключительный – обобщающий урок.
Тема уроков называлась так : «В поисках смысла». В ходе обсуждения ребята не только разобрали сюжет и главную мысль произведения, но и узнали об особенностях такого литературного жанра, как повесть, познакомились с биографией Альберта Лиханова, узнали про военно-санитарные эшелоны.
Но самое главное, юные читатели раскрыли для себя причинно-следственные связи в отношениях литературных героев. На материале повести «Крутые горы», посвященной жизни детей в военные годы, я попыталась подвести детей к понимаю таких важных нравственных понятий, как сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие, доброта, дружба, взаимопонимание и поддержка.
В «Крутых горах» Альберт Лиханов определяет для себя и для читателя меру страдания и вызревания человеческой личности, он создает здесь идеал главного героя мальчика Коли и свой собственный – образ мужчины, не могущего предать и швырнуть в лабиринт жизни маленькое и все понимающее сердце сына. Нужно отметить символичное название повести. «…Герой повести „ Крутые горы“ упорно пытается съехать на лыжах с пока еще недоступной ему высоты – история будничная, вырастающая до значения символа: главное – побороть в себе чувство неуверенности, скованности перед препятствием, будь то гора или что то более существенное»