Юлия Смирнова
Нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать
Нравственное воспитание.
Нравственное воспитание есть формирование отношения к людям. О нравственном воспитании говорится в различных аспектах. Активно обсуждаются цели, задачи и пути реализации духовно-нравственного воспитания, прежде всего, в школе через введение курса «Основы православной культуры».
Нравственное воспитание необходимо соотносить с нравственным развитием ребенка. Нравственное развитие осуществляется под воздействием многих факторов. Оно зависит от возраста детей.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Психология занимается изучением нравственного развития. Одним из первых начал изучать нравственное развитие Пиаже. В дальнейшем исследования в этой области продолжил Кольберг.
Ж. Годфруа отмечает, что развитие нравственности тесно связано с когнитивным развитием. В самом деле, для того чтобы ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения (убеждения, он должен достичь определенного уровня в когнитивном плане. Под когнитивным развитием понимается наличие определенных мыслительных операций и знаний (образов и слов, отражающих нравственные проблемы).
Одним из первых начал изучать нравственное развитие Пиаже. Позднее его работу продолжил и углубил Кольберг. Выводы последнего, однако, оспорила Кэрол Гиллиган, отстаивавшая феминистскую точку зрения, согласно которой концепция нравственности у женщин и мужчин различна.
В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает как хороший или плохой в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям. Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям.
Так, по мнению маленького ребенка, Пьер, который разбил 10 тарелок, помогая матери накрывать на стол, заслуживает большего наказания, чем Жак, без спросу взявший из шкафа конфету и разбивший при этом всего одну тарелку.
В связи с этим Пиаже говорит о гетерономной морали, постепенно заменяющейся автономной моралью в более позднем возрасте, когда ребенок начинает понимать, что намерение важнее результатов совершенного поступка.
Кольберг изучал скорее то, каким образом люди оправдывают свои нравственные позиции, нежели сами эти позиции, Он выделяет три уровня нравственного развития : преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает по две стадии.
1. Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается.
На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.
На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принцип других людей.
На третьей стадии суждение основывается на том, получи поступок одобрение других людей или нет.
На четвертой стадии суждение выносится в соответствии установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности.
На пятой стадии оправдание поступка основывается и уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека.
На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей.
Начиная с тринадцатилетнего возраста, преднравственный уровень замещается у детей конвенциональным и в меньшей степени -- постконвенциональным уровнем. Кольберг, однако, отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.
Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что, разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, он оставляет без внимания нравственность «женскую», ориентированную больше на заботу о другом человеке и самоотречении, и низводит, таким образом, большинство женщин до третьей стадии нравственного развития.
ЖЕНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОСТИ (ПО ГИЛЛИГАН).
Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать человека, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред, - «эгоистом». Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.
РАЗВИТИЕ «Я»
Уровень 1. Самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.
На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.
Впоследствии Кольберг исключил эту последнюю стадию, так как критики сочли её чрезмерно «элитаристской» и носящей на себе слишком явную печать ценностей западной культуры.
Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и женщин, приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов принести ему в жертву собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитаем уступить своего ребёнка сопернице, когда царь Соломон, решив урегулировать спор между женщинами из-за ребёнка, предлагает фактически разорвать его пополам.
Уровень 2. Самопожертвование. Социальные нормы, которым большей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходимостью выбора.
На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.
Уровень 3. Самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду человеческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания пере-растает уже в мораль непротивления.
В наше время как никогда актуально формировать вечные нравственные убеждения :
Не убий.
Не укради.
Почитай отца и мать.
Не прелюбодействуй.