Светлана Борисенко
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема межличностных отношений в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также неустойчивостью нравственных критериев общества. Поэтому в воспитательно-образовательной работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Культурно-речевое воспитание имеет большое развивающее, образовательное и воспитательное значение.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать и формировать у ребёнка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, мы формируем у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать им, активность и самостоятельность в самостоятельной деятельности.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают : формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
В воспитании ребёнка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображён ребёнок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке, (как это делает мама, утешая его самого) и отдаёт игрушку, с которой только что сам играл.
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Мы формируем у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, мы проводим большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые мы предлагаем им совершать. Перед нами стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах мы разъясняем, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».
Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др., которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Мы заботимся о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребёнка, понять причину того или иного поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек, мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, образовательную деятельность, он придаёт им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, мы анализируем их содержание, уделяем внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая образовательную деятельность по рисованию, продумываем тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке своё отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивируем его значение для окружающих людей.
Даже в каждодневных обычных ситуациях мы всегда воспитываем, причём наше воздействие носит многослойный характер. Например, обучая ребёнка раздеваться после прогулки, мы способствуем формированию у него умения самостоятельно обслуживать себя, аккуратно складывать одежду и вместе с тем формируем у него бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.
Определяя средства и принципы воздействия на детей, мы руководствуемся принципом требовательности к ребёнку в сочетании с уважением к его личности. Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку.
Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчает это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращается к детям с вопросом о том, как можно порадовать заболевшего товарища (нарисовать общий рисунок, послать письмо).
Педагогу нужно понимать мотивы детских поступков и правильно их оценивать. Под его влиянием у дошкольников формируется способность самостоятельно решать, как поступать в той или иной ситуации.
В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая у них разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.
Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства и недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, - всё это находит живой отклик у детей, способствуя формированию у них нравственных понятий и способности воздерживаться от отрицательных поступков.
Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Воспитатель сочетает разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребёнка и всей группы в целом.