Амина Керимова
Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения детей к русской народной культуре, обычаям и традициям. Представлены особенности проекта, направленного на развитие нравственно – патриотического воспитания. И предложено эффективное сотрудничество педагогов и родителей, привлечение их к участию в разных видах совместной деятельности.
Публикация «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Ключевые слова: патриотическое воспитание, мини – музей, проектная деятельность, нравственно - патриотическое развитие, партнерские взаимоотношения.
В настоящее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное внимание. Одной из актуальных задач российского общества определяется бережное сохранение и развитие духовно-нравственного наследия, воспитание духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения, исторических и культурных традиций. Поэтому, на мой взгляд, патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент.
Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Становление человека, гражданина происходит в самый чувственный и нежный период жизни. Многие исследователи справедливо утверждают, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков, что воспитывает уважение, гордость за свою Родину, край. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье закладываются нравственные основы будущего патриота и гражданина.
Проживаем мы в Нижегородском крае. А это многонациональный край, где мирно уживаются представители многих народов, культура и традиции которых переплелись и прочно вросли друг в друга. Знакомство детей с культурными традициями и природой, города, родного края, в тесном взаимодействии родителями и педагогами воспитывает у детей чувство любви к Родине, национальное самосознание, духовность, культуру межэтнического общения, гражданскую идентичность, что для современного российского общества особенно актуально.
В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Основными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: алкогольная, наркотическая, табачная зависимость, включая компьютерную, неграмотность молодых родителей в воспитании детей. Наблюдается непонимание между детьми и родителями, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением, искаженными представлениями о доброте, нравственности, патриотизме, ценности семьи, уважения к родителям.
Основной целью образовательного проекта является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств, любви к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре и становления активной гражданской позиции дошкольника.
Реализация проекта позволяет решить следующие задачи: - знакомство детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа;
- обогащение детей разнообразием жанров русского народного творчества; - дать представление о фольклоре народов проживающих в Нижегородском крае;
- знакомство с историей и видами одежды России;
- воспитание чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к его бережному отношению к историческому и культурному наследию народов населяющих Нижегородский край.
Срок реализации проекта четыре года.
Проектная деятельность осуществляется в несколько этапов:
• Аналитический: анализ литературы; подбор дидактического материала; разработка перспективного плана.
• Практический: изготовление дидактического материала; оборудование центра «Патриотического воспитания», игры, пособия, презентации о России, Крае, городе; организация мини-музея «Русский национальный костюм», «Народные промыслы России», «Русская национальная кукла».
• Обобщающий: сбор, систематизация и анализ результатов, анкетирование, опрос детей.
Реализуя проект «Патриотическое воспитание дошкольников средствами приобщения к истории родного Края и русской народной культуре» был оборудован центр «Патриотического воспитания», который создавался совместно с родителями и детьми содержит информацию о России, Крае, городе. В группе организованны мини-музей «Русский национальный костюм». Экспонаты для музея собираются на протяжении нескольких лет.
Игры и пособия направленные на приобщение детей к традициям и обычаям народов России, бережному отношению к природе и всему живому, уважения к труду для наполнения центра «Патриотического воспитания» и уголка «Русская горница» сделаны совместно с детьми и родителями. Игровой материал яркий, красочный и привлекательный. Все игры и пособия хранятся на открытых полках-стеллажах, дети используют их по своему усмотрению для самостоятельной игры и находятся в доступном для них месте.
Разработан дидактический материал:
- цикл игровых занятий, направленных на формирование представлений дошкольников об истории и культуре России и родного Нижегородского края;
- систематизирован литературно-художественный и игровой материал: «Русские народные приметы», «Русские народные пословицы и поговорки», «Русские народные игры».
Площадка мини-музея позволяет проводить интерактивные занятия, викторины, ставить спектакли, все это очень нравится детям и родителям и они с удовольствием принимают в этом участие.
В рамках проекта для родителей был проведен круглый стол «Традиции нашего народа».
Проводила совместно с родителями и детьми выставки, конкурсы, праздники.
Особый отклик от детей и родителей получили совместные мероприятия:
«Мой Нижегородский край», «Вечерние посиделки», «Знакомство с русской национальной куклой, «Колядки», «Народы России», «Россия, белая береза», «Зимушка, зима», «Русские народные игры».
Знакомство детей с родной страной, культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. Одно из самых важных достижений считаю осознание важности семейных традиций и ценностей.
Участие в проекте позволило родителям, освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Для анализа и мониторинга результатов ежегодно проводилось анкетирование с родителями и опрос детей, анализ результата показал, что музейная педагогика способствует эффективному формированию активной гражданской позиции дошкольников.
В конце проекта было проведено анкетирование, которое показало что:
данный проект позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, формировать предпосылки учебной деятельности, развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения, умение взаимодействовать друг с другом.
Список литературы:
1. В. И. Савченко Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320 с.
2. Современное дошкольное образование. Теория и практика №1/ 2010г.
3 Ботякова О. А. : Традиционный костюм в культуре народов России /Санкт –Петербург/ ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017 г.