Получи документы

Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея

Амина Керимова
Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С. Михалков

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения детей к русской народной культуре, обычаям и традициям. Представлены особенности проекта, направленного на развитие нравственно – патриотического воспитания. И предложено эффективное сотрудничество педагогов и родителей, привлечение их к участию в разных видах совместной деятельности.

Публикация «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея» размещена в разделах

Ключевые слова: патриотическое воспитание, мини – музей, проектная деятельность, нравственно - патриотическое развитие, партнерские взаимоотношения.

В настоящее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное внимание. Одной из актуальных задач российского общества определяется бережное сохранение и развитие духовно-нравственного наследия, воспитание духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения, исторических и культурных традиций. Поэтому, на мой взгляд, патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент.

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Становление человека, гражданина происходит в самый чувственный и нежный период жизни. Многие исследователи справедливо утверждают, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков, что воспитывает уважение, гордость за свою Родину, край. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье закладываются нравственные основы будущего патриота и гражданина.

Проживаем мы в Нижегородском крае. А это многонациональный край, где мирно уживаются представители многих народов, культура и традиции которых переплелись и прочно вросли друг в друга. Знакомство детей с культурными традициями и природой, города, родного края, в тесном взаимодействии родителями и педагогами воспитывает у детей чувство любви к Родине, национальное самосознание, духовность, культуру межэтнического общения, гражданскую идентичность, что для современного российского общества особенно актуально.

В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Основными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: алкогольная, наркотическая, табачная зависимость, включая компьютерную, неграмотность молодых родителей в воспитании детей. Наблюдается непонимание между детьми и родителями, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением, искаженными представлениями о доброте, нравственности, патриотизме, ценности семьи, уважения к родителям.

Основной целью образовательного проекта является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств, любви к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре и становления активной гражданской позиции дошкольника.

Реализация проекта позволяет решить следующие задачи: - знакомство детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа;

- обогащение детей разнообразием жанров русского народного творчества; - дать представление о фольклоре народов проживающих в Нижегородском крае;

- знакомство с историей и видами одежды России;

- воспитание чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к его бережному отношению к историческому и культурному наследию народов населяющих Нижегородский край.

Срок реализации проекта четыре года.

Проектная деятельность осуществляется в несколько этапов:

Аналитический: анализ литературы; подбор дидактического материала; разработка перспективного плана.

Практический: изготовление дидактического материала; оборудование центра «Патриотического воспитания», игры, пособия, презентации о России, Крае, городе; организация мини-музея «Русский национальный костюм», «Народные промыслы России», «Русская национальная кукла».

Обобщающий: сбор, систематизация и анализ результатов, анкетирование, опрос детей.

Реализуя проект «Патриотическое воспитание дошкольников средствами приобщения к истории родного Края и русской народной культуре» был оборудован центр «Патриотического воспитания», который создавался совместно с родителями и детьми содержит информацию о России, Крае, городе. В группе организованны мини-музей «Русский национальный костюм». Экспонаты для музея собираются на протяжении нескольких лет.

Игры и пособия направленные на приобщение детей к традициям и обычаям народов России, бережному отношению к природе и всему живому, уважения к труду для наполнения центра «Патриотического воспитания» и уголка «Русская горница» сделаны совместно с детьми и родителями. Игровой материал яркий, красочный и привлекательный. Все игры и пособия хранятся на открытых полках-стеллажах, дети используют их по своему усмотрению для самостоятельной игры и находятся в доступном для них месте.

Разработан дидактический материал:

- цикл игровых занятий, направленных на формирование представлений дошкольников об истории и культуре России и родного Нижегородского края;

- систематизирован литературно-художественный и игровой материал: «Русские народные приметы», «Русские народные пословицы и поговорки», «Русские народные игры».

Площадка мини-музея позволяет проводить интерактивные занятия, викторины, ставить спектакли, все это очень нравится детям и родителям и они с удовольствием принимают в этом участие.

В рамках проекта для родителей был проведен круглый стол «Традиции нашего народа».

Проводила совместно с родителями и детьми выставки, конкурсы, праздники.

Особый отклик от детей и родителей получили совместные мероприятия:

«Мой Нижегородский край», «Вечерние посиделки», «Знакомство с русской национальной куклой, «Колядки», «Народы России», «Россия, белая береза», «Зимушка, зима», «Русские народные игры».

Знакомство детей с родной страной, культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. Одно из самых важных достижений считаю осознание важности семейных традиций и ценностей.

Участие в проекте позволило родителям, освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Для анализа и мониторинга результатов ежегодно проводилось анкетирование с родителями и опрос детей, анализ результата показал, что музейная педагогика способствует эффективному формированию активной гражданской позиции дошкольников.

В конце проекта было проведено анкетирование, которое показало что:

данный проект позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, формировать предпосылки учебной деятельности, развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения, умение взаимодействовать друг с другом.

Список литературы:

1. В. И. Савченко Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320 с.

2. Современное дошкольное образование. Теория и практика №1/ 2010г.

3 Ботякова О. А. : Традиционный костюм в культуре народов России /Санкт –Петербург/ ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017 г.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Мини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открыткаМини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открытка Музей одного предмета: Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в предметно- пространственной развивающей среде группы.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 14:01
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея» (включая файлы) размещена пользователем Амина Керимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД