Оксана Свиренкова
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1)
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
(Слайд 2)
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное,
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом».
(С. Михалков)
(Слайд 3)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Задача музыкального образования - воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.
Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному городу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, творческих встреч, включающие в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой.
(Слайд 4)
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Через народные песни, танцы, игры в детях воспитываю чувство патриотизма национальной гордости.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в моей работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игре на русских музыкальных инструментах и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях, в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают в моей работе народные праздники и традиции.
(Слайд 5)
«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери» Ю. Я. Яковлев
Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка дошкольника — это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как воспитанники детского сада ждут праздник 8 Марта! С каким настроением мы разучиваем песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла дети вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют на музыкальных инструментах, танцуют, участвуют в играх аттракционах. В конце праздника воспитанники дарят подарки мамам, бабушкам, сотрудникам детского сада, изготовленные своими руками. Помимо этого, в ДОУ стало традицией отмечать День Матери в форме выставки. Где дети совместно с родителями изготавливаю различные изделия.
(Слайд 6)
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Музыка, изобразительное искусство и художественное слово могут помочь взрослым в этом. Дети слушают на музыкальных занятиях «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя.
В ДОУ проводятся сезонные праздники посвященные празднованию «Нового года», «Осени», «Весны». (Слайд 7)
Так же проходят множество праздников, связанных с патриотическим воспитанием детей. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями. Каждый временной цикл заканчивается тематическим праздником или развлечением.
(Слайд 8)
Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. (Слайд 9)
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Здесь мы раскрываем величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям, возросшим в мирные годы. На музыкальных занятиях знакомим детей с патриотическими песнями тех времен и о тех временах, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны. На празднике, посвященном Дню Победы дети «по – настоящему» играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные перестроения. Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к Мемориалу, где чтим память героев – земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагаем цветы к памятникам.
(Слайд 10).
«В Душе и сердце Ребё нка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, устремлённость к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения …»
Ш. А. Амонашвили
(Слайд 11)
Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время. Там живут дети, маленькие, хрупкие и очень доверчивые, любознательные, задорные, веселые. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. В этом мире они не одни. Семья играет огромную роль в жизни каждого человека. А. С. Макаренко отмечал, что через семью наши дети входят в общество. (Слайд 12)
Для ребенка Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями, его семья.
От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. «С чего начинается Родина?» Да, наверное «с той песни», а еще с того знакомого места с детства, где мы родились, где мы играли, бегали, гуляли. Дети с удовольствием поют песни про родных, дружбу, семью, детский сад. Они им особенно понятны и очень любимы.
(Слайд13 - видео)
Указом президента наступивший 2024 год объявлен годом семьи. В стенах нашего детского сада в апреле месяце прошло открытое мероприятие на тему: «О тебе, мой край родной, с любовью».
Цель мероприятия: воспитание любви, патриотического отношения к родному краю, малой родине, семье у детей дошкольного возраста.
В заключение мероприятия прозвучала совместно с педагогами, с родителями, выпускниками детского сада песня «Когда мы вместе». Маленькие, беззащитные, дети верят в нас взрослых, доверяют нам, любят нас. Рука об руку идем мы взрослые, опора, надежда, вера, для каждого маленького человека. Любовь, взаимопонимание, доверие, важные качества, которые живут в стране «Детство». Пусть в этой стране «Детство» будет всегда мир!
(Слайд 14 - видео)
Вывод: Россия – Родина для многих! Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности. Берегите земной шар! В детском саду прошла акция: «Час Земли». Желаю всем мирного неба над головой!
(Слайд 15 – видео)