МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русского народного творчества

Ирина Фомина
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русского народного творчества

Краткая аннотация: в настоящей статье рассматривается проблемы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, представляется собственный опыт автора по реализации данной темы через различные формы и методы работы.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, дошкольное учреждение, фольклор, народные традиции, потешки, сказки, досуг, народные промыслы.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость «активизации процесса воспитания патриотизма детей дошкольного возраста» Все больше времени нас отделяет от Победы в Великой Отечественной войне, уходят ветераны и очевидцы тех событий. Стираются ужасы войны и в современных поколениях. Во многих семьях утеряна связь поколений. В условиях информатизации общества забываются старые традиции. В этих условиях большое значение придается воспитанию детей в образовательном учреждении. Я работаю с малышами, поэтому я решила взять за основу именно русское народное творчество, как могучее, действенное средство нравственного - патриотического воспитания детей. Народное творчество – сказки, пословицы, поговорки, потешки, песни, народные промыслы, – это источник народной мудрости. В них и радость, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к своему Отечеству. Патриотическое воспитание я реализую через различные формы и методы:

- чтение фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок;

- организация тематических досугов,

- знакомство с русским народным творчеством (заучивание стихотворений, прослушивание аудиозаписей, показ иллюстраций);

-организация выставок рисунков детей.

Я считаю, что воспитание возможно только через вовлечение ребенка в культуру своего народа. Это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. «В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности» Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду. Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, загадки. Веками народ отбирал и хранил их, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря красоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Используя фольклор ежедневно в работе с малышами, мы приобщаем их к ценностям Руси, культуре языка. Особое место в нравственном воспитании отводится русским народным сказкам. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Сказки – это источник народной мудрости. В них и радость, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к родному краю. Сказки волнуют и увлекают, передают то, что народ считает самым главным богатством: трудолюбие, дружбу, бескорыстную помощь. Так, читая детям сказки «Репка» и «Теремок», они учатся трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» учит ребят слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым - на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает малышам понять хитрость и обман, учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка»

Наиболее активными формами работы являются тематические досуги. В течение года организуются небольшие спектакли для детей и родителей. Например: «Вышла курочка гулять», «Два веселых гуля», «Мы-матрешки», «Репка», «Теремок». А еще ребята любят участвовать в больших праздниках «Пришла Коляда» и «Масленица». Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Для этого в группе создан Центр Театра и Костюмов. Одним из направлений работы является знакомство с народными традициями и промыслами. Прежде всего - это народные игрушки: матрешки, городецкие и дымковские игрушки. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Для этого в группе создан Центр творчества и выставка «Наше творчество. Рисунки детей «Русская матрешка», поделки из соленого теста «Дымковская курочка» и «Городецкая лошадка» радуют и детей и родителей. Считаю, что именно в младшем дошкольном возрасте, важное значение имеет работа по формированию патриотизма, любви к своему народу, его языку и обычаям, любви к своей Малой Родине. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение. Воспитанный на русском фольклоре и литературе, народных традициях, человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он ни родился.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русского народного творчества
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 15:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русского народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Фомина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...

30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД