Елена Сальникова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры
Нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье (начинает расти) будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям семьи и культуре своего народа.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В содержании ФГОС также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольника.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций, культуры своего народа.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Собственный опыт педагогической деятельности позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст — это действительно время “благодатной почвы”, поскольку в этот период у педагога есть уникальная возможность применить свой богатый инструментарий для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, ведь дошкольники очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этот период у ребёнка происходит формирование духовных основ, приобретается опыт проявления эмоций, чувств, развивается мышление, протекают процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире. Яркие впечатления от красоты родной природы и величия отечественной истории, полученные в детстве, как правило остаются в памяти человека на всю жизнь, тем самым формируя у ребенка черты характера, способствующие его становлению как патриота и нравственно развитого индивида в целом.
Семья,музеи, выставки, культурная и архитектурная среда родного города.
Представители старшего поколения (ветераны, пожилые люди, родные бабушки и дедушки)
Система дополнительного образования.
Культурные традиции, фольклор, традиционные праздники.
Необходимым условием формирования патриотизма у дошкольников является также тесное взаимодействие с родителями, совместное “проживание” эмоционально важного опыта.
Базой послужил МБДОУ детский сад№244. Современный педагогический состав данного учреждения в своей работе использует наиболее эффективные и зрелищные формы и методы формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Ведется системный поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Примером таких инициатив стал проект на уровне детского сада “Народы Поволжья”, Выстовка народного быта.
Выстовка народного быта — это познавательный центр, воплощение культуры и результат совместной работы, воспитателей, детей и их родителей.
При знакомстве детей с материалом экспозиции важен глубокий подход к пониманию особенностей быта. Так, педагоги учат играть детей на трещотках и ложках, танцевать с платками, пользоваться старинными предметами быта. Для закрепления полученной информации детям предлагается в комфортном для них положении сделать зарисовки понравившихся им экспонатов, изобразить запоминающиеся моменты. Таким образом, каждый ребенок посредством игры и творческой деятельности получает возможность познать новое, приобщиться к народному опыту и традициям, а также получить массу положительных эмоций. Эта со-причастность способствует эффективному усвоению полученных знаний.
Выстовка стала не просто оригинальной коллекцей, а полноценным образовательным пространством, позволяющим получить дошкольникам новые знания, о культуре народов “Поволжья”.
Цель выстовки — способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и раскрытию талантов посредством погружения в материальную среду традиционной культуры.
На выстовке дошкольники не просто созерцают экспонаты — в процессе посещения они слушают рассказы о традициях народа, отгадывают загадки, поют частушки и песни, после чего самостоятельно размышляют, рефлексируют, выражают свои впечатления в творческой деятельности, задают интересующие вопросы педагогу.
После изучения всех традиции народов Поволжья, были сшиты костюмы для детей и родителей. Заключение проекта был концерт участвовали все группы,родители и педагоги детского сада.