Анжела Моисеенко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры. Картотека дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы идет переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Поэтому нравственно - патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры, Картотека дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры
Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности.
Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
ЦЕЛЬ:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
ЗАДАЧИ:
-формировать у детей знания о символике, достопримечательностях и богатствах России и родного края; чувство любви и привязанности к своей семье, родному краю;
-развивать интерес к традициям и промыслам различных народов родного края;
- воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности и самой главной - игровой. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, согласовывать свои мысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности.
Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты своих товарищей.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания через игровую деятельность, я планирую свою работу с детьми, учитывая следующие особенности:
- нравственно-патриотическое воспитание в образовательном процессе;
- участие в мероприятиях, проводимые дошкольным учреждением и другими организациями;
- привлечение родителей к участию в различных патриотических мероприятиях.
по нравственно - патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводиться на прогулке, во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей
«Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Кургана, номер дома, квартиры, телефона,этаж.
Материал: мяч
Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад».
Цель: закрепить знаний детей о расположение детского сада, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы.
Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
«Поиски добрых слов» .»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка.
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал:.
иллюстрации, фотографии, пазлы
Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Малая Родина».
Цель: Выявить знания детей о своей Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Кургана.
Материал: иллюстрации, фотографии набор открыток города Кургана.
Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации или открытки, залает вопросы. Дети отвечают
«Флаг России»
(г. Кургана)
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.
«Найти флаг России, города Кургана»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных флагов
Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Путешествие по России»
Цель: знакомить с различными местами и достопримечательностями России, с памятниками культуры.
Материал: карта России с достопримечательностями, альбом фотографий детей, побывавших в различных местах, магнитики.
Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови, кто?»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев, Шумков….)
Материал: портреты известных соотечественников ИКТ
Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш микрорайон».
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона
Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада
«Назови виды спорта».
Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта.
Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: мяч
Ход игры : дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера - сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры : воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал : картины и иллюстрации с людьми разной национальности странами.
Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
Армян-Армения, Россиянин-Россия
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки, сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,
«Узнай по описанию, кто это?»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки, иллюстрации фотоальбомы с изображением животного мира.
Ход игры : Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,
Ход игры : Медведю – берлога
Белке – дупло
«С какого дерева листок?»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: картотека лечебных трав
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в
«Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал : «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют.
«Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них
«Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.
«Узнай, о ком я говорю?»
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Материал
Ход игры : ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Материал:
Ход игры : Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки, изображения и предметы народного творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов или сам предмет-
Дети называют
«Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры : чугун - чугунный, дерево- деревянный…
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры - Дети называют особенность (хохлома, гжель….)
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: обобщить представления детей об использовании транспорта в нашем крае. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал; картинки с различными видами транспорта
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать вид транспорта, где он находится и для чего нужен.
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: обобщить представления детей о животном мире, населяющем Россию, родной край. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал; картинки : животного мира
Ход игры : Воспитатель показывает картинку. Дети называют животного и место его обитания.
«Кто это?»
Цель: правильно называть животных, птиц изображенных на фотографии.
Материал: фотографии с изображением домашних питомцев.
Ход игры ; воспитатель показывает фотографию, дети рассказывают, кто это и чей это питомец.
«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Я имею право.»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Путешествие в страну часов.»
Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. .
Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов
Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха,
по цветам, затем изобрели часы….
«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке….?»
Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами других людей.
Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку
«Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, прививать любовь к родному дому, Родине, .
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное- яранга, хата, изба….
Литература
1. Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб. : Лань,1997.
2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. - Ярославль: Академия К., 1998
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду М. Просвящение, 1991
4. Вартаньян Э. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.
5. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013
6. Кожухова Л. Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,
7. Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. 1000 развив. игр для детей 5-8 лет. - М. : АСТ Астрель, 2003.
10. Сиповский В. Д. Родная старина. - Н. Новгород, 1993.
11. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду М. Просвещение. 1982
10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М. : Айрис-пресс, 2008.