Ирина Аршавская
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! В настоящее время каждое ДОУ работает над написанием Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГТ, программа должна содержать региональный компонент. Наш детский сад находится в городе Новосибирске. Это молодой, но очень большой город, со своей историей и традициями. К сожалению, я не знаю ни одной опубликованной и одобренной программы по краеведению для дошкольников. Кто знает, подскажите! Приходится каждому ДОУ работать над ней самостоятельно, изучая опыт работы других садов страны, сотрудничая с музеями города и беседуя с его жителями. Я хочу представить мою презентацию по обобщению опыта работы нашего детского сада по теме:«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Далее текст к данной презентации:
"Текст выступления на районном конкурсе «Ярмарка педагогических идей – 2013» в номинации «Наша Родина – Россия», Аршавской И. Л., старшего воспитателя МКДОУ д/с № 150 к презентации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»
Слайд №1
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.
Слайд №2
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. И коллектив детского сада определил что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
Слайд № 3
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Концептуальным подходом в разработке данного блока является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста.
Слайд № 4
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Цель разрабатываемого краеведческого направления в том, чтобы дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к окружающей их природе, городу, в котором они живут, помочь им осознать значение города Новосибирска, как крупнейшего промышленного российского центра.
Слайд № 5
Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку- труженику, защитнику города, достойному гражданину. Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников :
1. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране.
3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
4. Развивать бережное отношение к городу, природе.
5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Слайд № 6
Принципы построения педпроцесса.
Вследствие осознания актуальности проблемы патриотического воспитания нами разработана система работы по ознакомлению с родным городом с учетом следующих принципов:
- принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;
- принцип природосообразности позволяет учитывать возрастные особенности дошкольников младшего, среднего и старшего возрастов;
- принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни);
- принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, а также ориентироваться на общечеловеческие понятия;
- принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия как условие активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту;
- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола, опыта, особенностей эмоционально-познавательной сферы и др.
- принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
- принцип субъектности как предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков, т. е. повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
- принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; в естественном включении материала в базовые программы дошкольного образования;
- принцип преемственности определяет содержание краеведческого материала в условиях непрерывного образования (т. е. в связи с начальной школой).
Пути решения поставленных задач.
Слайд №7
Приступая к работе по ознакомлению детей с родным городом, мы определили следующие пути решения поставленных задач: (таблица на слайде)
-подготовка педагогического коллектива
-введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению с учетом доминирующих целей базовой программы, разработка перспективных планов
- взаимодействие с родителями под девизом: их знания и любовь к Новосибирску должны передаваться детям;
- взаимодействие с социумом включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума: музеем Октябрьского района, краеведческим музеем, библиотекой и др.
- создание микро- и макроразвивающей среды по данной теме, как то: уголки природы и города в группах, мини – музей истории и архитектуры г. Новосибирска, мини-музей русского быта, пособия и материалы для родительского стенда, подбор наглядного материала по теме, электронные презентации и банк данных.
Слайд № 8
- подготовка педагогического коллектива началась с работы по изучению истории и культуры г. Новосибирска. В связи с чем возникла необходимость создания творческой группы и разработке плана по повышению педагогической грамотности педагогического коллектива (таблица на слайде)
Слайд №9
Работа по повышению педагогической грамотности шла параллельно с разработкой вариативной части Образовательной программы ДОУ
Слайд № 10
Методические формы работы.
Методы работы по ознакомлению с городом известны.
Слайд № 11
Они направлены, прежде всего, на повышение познавательной и эмоциональной активности детей и осуществляются в рамках деятельностного подхода, т. е. в условиях выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном.
Слайд № 12
При этом ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Слайд № 13
Тематическая карта по ознакомлению с родным городом (слайд «Распределение тем по возрастам»)
Нам представляется наиболее целесообразным организация педпроцесса на основе тематического планирования, что позволяет:
- видеть разные аспекты явлений;
- объединять различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля;
- четко выделять этапы познания города;
- определять тематические блоки работы воспитателя с детьми.
При работе необходимо учитывать, что круг тем подвижен. Это означает интеграцию содержания темы с любым этапом познания города ребенка за счет рассмотрения дома, улицы, района, города с новых позиций и установления новых связей с другими темами путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка.
При повторном обращении к теме содержание следует наполнять новыми понятиями, смыслами, ценностями. Так, например, дом для малышей может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а для старших детей – как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект, памятник культуры.
При «погружении» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разных групп, педагог получает возможность объединить их общими чувствами, переживаниями на совместных утренниках, вечерах досуга, выставках. При этом старшие дети получают возможность поделиться с младшими своим опытом, подготовить необходимые материалы, сделать подарки и т. п. Так создается детское сообщество.
Слайд № 14
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.
Опыт работы педагогов детского сада по данному направлению показывает, что в системе руководства патриотическим воспитанием, одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод, или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к людям другой национальности.
В соответствии с перспективно-тематическим планированием по краеведению ежегодно в детском саду проводятся разнообразные совместные проекты, конкурсы, акции краеведческой направленности, многие из которых стали традиционными:
раздел «Природа Сибири»
слайд № 15
- выставка поделок из овощей и природного материала «Осенняя фантазия»
- выставка поделок из бросового материала «Зимняя сказка»
- совместная акция «накормите птиц зимой»
Слайд № 16
- смотры-конкурсы «Лучшая клумба», «Лучший участок»
слайд № 17
раздел «Народы Сибири»
- традиционная акция «Рождественские забавы»
- совместные праздник «Масленица»
Слайд № 18
- конкурс ко Дню Победы «Моя семья в огне войны»
Слайд № 19
- творческий конкурс «Мои истоки. История моей семьи»
- конкурс ко Дню города «Моя семья в истории города»
- конкурс рукодельниц «Бабушкины руки не знают скуки».
раздел «Ознакомление с городом»
- познавательно-творческий проект «Новосибирск – моя малая Родина», в его рамках конкурсы макетов «Дом, где мы живем», «Мой любимый детский сад» и др.
Слайд № 20
- конкурс рисунков и плакатов «Мой город – Новосибирск»
- презентация проектов «Музеи города Новосибирска», «Театры города Новосибирска»
- конкурс рисунков «Улицы нашего города», по правилам поведения на улицах города.
На наш взгляд, такое сотрудничество не только помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию, развитию и обучению дошкольников, но и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащению социального опыта, позволяет развивать творческие способности у педагогов, детей и их родителей.
Разработка Образовательной программы ДОУ и внедрение регионального компонента в образовательный процесс осуществляется в детском саду с 2011 года. За данный период коллектив детского сада провё л большую работу:
Слайд № 21
- был разработан комплексно-тематический план по данному направлению, в настоящее время разрабатывается мониторинг;
- в ДОУ появился мини-музей «Наш город»,
Слайд № 22
- развивающая среда ДОУ пополнилась фото галереей памятников горда и зданий театров
- оформлена «Космическая комната»,
Слайд № 23
- был оформлен зелёный уголок с искусственным прудом и фонтаном,
- в группах оборудованы «Уголки безопасности»
Слайд №24
- оборудованы «исследовательские лаборатории»
Слайд «25
- заключен договор о сотрудничестве с музеем Октябрьского района
Слайд № 26
- был обобщён опыт работы по данному направлению педагога ДОУ Распопиной О. В., которая стала участником профессионального конкурса «Воспитатель года – 2012»,
- были оформлены гербарии лекарственных трав, альбомы по архитектуре города быту первых переселенцев, «Музеи города», «Памятники города Новосибирска», детьми изготовлена карта Новосибирской области с условными обозначениями мест обитания диких животных, залежей полезных ископаемых, собрана небольшая коллекция электронных презентаций по изучаемым темам,
- детский сад принимал участие в районном этапе городского конкурса ««Мои истоки. История моей семьи»,
- команда детей детского сада принимала участие в интеллектуальной игре «Мы живём в России», которая проходила на базе нашего детского сада,
- в 2012 году был реализован общесадовский проект «Мы – Россияне»,
- увеличилось количество семей посещающих музеи и театры города
Но для полноценной работы ещё не достаточно разработан методический материал, дидактические пособия, чем сейчас и занимается коллектив ДОУ (на слайде план работы по направлению «Краеведение» на 2012 – 2014 учебный год).
Слайд № 27
План мероприятий на 2013 год:
Доработать мониторинг по данному направлению
Обогатить методическую базу конспектами, дидактическими играми, аудио и видео материалом, методической литературой
Приобрести необходимую видеотехнику
Создать в ДОУ комнату русского быта
Активизировать работу на экологической тропе ДОУ, через создание метеорологической площадки, альпийской горки, облагородить уже имеющиеся объекты (огород, лекарственную грядку)
Продолжать работу по расширению связей с социумом
Слайд № 28