Ольга Наумова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством организации работы по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие, цели и задачи работы краеведческой работы в ДОУ.
В Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области дается следующее определение патриотическому воспитанию – это «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством организации работы по краеведению» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. А. С. Барков считал, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства».
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому «краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического».
Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Реализация работы по краеведению у детей старшего дошкольного возраста предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального восприятия.
Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Принципами патриотического воспитания подрастающего поколения являются: принцип системности, принцип адресности и принцип активности и наступательности. Принцип системности подразумевает организацию межведомственного взаимодействия различных структур Самарской области и объединение мер по обеспечению: научно-теоретического, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения; методико-педагогического, материально-технического и информационного обеспечения реализации регионального компонента.
Принцип адресности предполагает использование особых форм и методов патриотического воспитания в рамках регионального компонента с учетом каждой возрастной группы.
Цель работы по краеведению : формирование у дошкольников основ патриотизма в процессе патриотического воспитания, гражданского воспитания, историко-краеведческого воспитания, духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников начальных представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре, знаменитых людях Самарской области.
2. Развитие у дошкольников положительных чувств к родному краю, гордости за достижения родного края, способствующих возникновению чувств любви к Родине.
Данные задачи могут решаться во всех видах детской деятельности. В соответствии с ФГОС ДО для детей ведущие виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями
Целью в работе педагога по этому направлению является приобщение детей к культурному наследию многонационального села Шенталы, Шенталинского района, Самарской области; формирование представлений об истории и современности, гордости за то, что они являются жителями Шенталы.
Ознакомление детей с родным селом будет для них увлекательным только в том случае, если знания, которые будут передавать им взрослые, они смогут каким-либо образом применить в организованной им деятельности (игровой, познавательно-исследовательской и др.). При этом должно быть рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок на ребенка.
При обучение детей по краеведению следует выделять следующие задачи по ознакомлению с Шенталинским районом, организуя те или иные виды детской деятельности:
- формировать у детей представления:
– об истории Шенталы;
– о разнообразии и уникальности природы Шенталинского района: его растительном и животном мире;
- с достопримечательностями района;
– о традициях народов, населяющих район;
- с биографией заслуженных людей Шенталинского района;
- о Героях Великой Отечественной Войны, Афганской и Чеченской Войны;
- о легендах и сказания Шенталинского района;
-знакомить с духовным краеведением.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке. При этом важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Семейное изучение своей родословной следует осуществлять в контексте осмысления важных моментов: традиции семьи и национальные традиции; судьбы членов семьи через призму судьбы страны.
Знакомство с Шенталой начинается со знакомства с детским садом, с улицей, на которой живет ребенок или по которой идет в детский сад. Важно показать ребенку, что родное село -славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
Так же необходимо проводить экскурсии (в том числе виртуальные, через интернет, которые позволят ярко представить историю, природу Самарского края: Самарский областной историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина – https://www.alabin.ru/; Самарский областной художественный музей – https://www.artmus.ru/; военно-исторический музей краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа; детская картинная галерея; музей-усадьба Алексея Николаевича Толстого.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо продумать, какие элементы развивающей предметно пространственной среды группы, детского сада будут вовлечены. Это могут быть мини-музеи, выставки, уголки и т. п. Важно, чтобы они были доступны и понятны детям. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной деятельности.
Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников, необходимо правильное построение работы с воспитателями целью которой является повышение уровня самообразования педагогов по данной проблеме.
Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. Здесь помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары, семинары – практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей тех или иных ценностей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи.
Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по селу, району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей и т. д. Так же важна взаимодействие с социум, окружающим детский сад, в работе по краеведению у детей старшего дошкольного возраста.
Также хорошим начинанием, несомненно, будет открытие мини-музеев на базе групп детского сада. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. Процесс создания экспонатов очень кропотливый и длительный. Построение музейной экспозиции требует соблюдения принципов предметности, принципа научности, коммуникативно-информационного принципа.
Организация работы с дошкольниками с использованием элементов музейной педагогике требует большой подготовки от воспитателей : это и изучение научной литературы, обращение к историческим фактам, рассматривание огромного количества фотографий и рисунков, сопоставление исторических фактов, изучение мировой культуры, краеведения.
Таким образом, систематически правильно организованная работа по краеведению у детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.