Галина Курятникова
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Воспитание начал патриотизма — одна из составляющих нравственного воспитания. Вот поэтому сегодня, когда покачнулись очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству, народно-прикладному искусству. Если, начиная с раннего возраста, знакомить детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре русского народа. Любовь к своей Родине зарождается в период раннего детства, когда ребёнок особенно восприимчив.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Программа дошкольного образования предусматривает уже с раннего возраста приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалке, игрушкам-забавам). Мы знакомим малышей с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствуют задачи по знакомству детей с декоративно - прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Начальный этап работы с детьми раннего возраста — это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма. Рассмотрим подробнее некоторые жанры устного народного творчества.
Колыбельные песни. Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка - дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Сон да дрема,
Приди к Ване в голову,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. В центре пестушек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова «пестовать» — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы и годы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка вызывает у ребенка радостное настроение.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). С раннего возраста дети откликаются на потешки. Дети только пришли в детский сад и уже с первого умывания они слышат добрую потешку «Водичка - водичка». И сразу же воспитываем у детей аккуратность, опрятность, приучаем к чистоте. Читая потешку «Пошёл котик на торжок», воспитываем у детей желание делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему. А чего только нет в народных песнях, и солнышко светит, и гуленки — голуби воркуют и серенький коток ведёт киску за лапочки.
Очень нравятся детям потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальчиками, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя:
Зачем дров не колол,
Воды не носил?
А ты, бедный маленец [маленький],
Ты, коротенец [короткий],
По воду ходи,
Баньку топи,
Робят мой,
Телят корми.
Прибаутки. Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла», Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!
Заклички - обращения к явлениям природы, к животным и птицам. Очень рано дети обучаются разным закличкам (от слова «закликать» — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Заклички - это короткие, обычно стихотворные обращения к солнцу, радуге, дождю, ветру, снегу, деревьям, к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Пословицы, поговорки. Немаловажную роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей играют такие формы малого устного фольклора как пословицы, поговорки. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа - «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». Пословицы и поговорки своими краткими изречениями заключают в себе выводы из наблюдений об окружающем. Они учат правилам поведения, моральным нормам. Великий А. С. Пушкин говорил о поговорках: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и пониманию детей. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным определением какого-либо явления.
Синичка – воробью сестричка.
Увидел скворца – весна у крыльца.
Cчиталки. Немало народной выдумки внесено и в считалки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры под руководством педагога.
Тише, мыши! Кот на крыше.
А котята — ещё выше!
Кот пошёл за молоком,
А котята — кувырком,
Кот пришёл без молока,
А котята: — Ха-ха-ха!
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Следующим этапом работы с детьми раннего возраста по нравственно-патриотическому воспитанию является знакомство со сказками. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о поведении, дети получают из русских народных сказок. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Сказки о животных можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко»). Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка.»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…» Песенки так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания. Рассказывая сказку «Курочка Ряба», учим детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а рассказывая сказку «Теремок» воспитываем у детей дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Детский фольклор широко используется в играх, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Это народные подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики; дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными движениями, яркой мимикой и жестами, Игры взрослых и детей с использованием потешек, прибауток, поговорок и других жанров делают их ближе духовно, что необычайно важно для детей.
Неисчерпаемы кладовые земли русской и нет предела гордости за людей, которые дарят нам, своему народу, прекрасные произведения народной культуры, создавая их своими руками. Ярким и интересным средством народной культуры, является народно-прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели. У ребёнка раннего возраста наглядно-образное мышление и желание потрогать увиденное, яркое и красивое, преобладает над другими процессами. Для оформления группы нужно выбирать яркие эмоциональные игрушки, сделанные по мотивам народных промыслов. Чтобы интерес к игрушкам у детей не пропадал, необходимо разговаривать с детьми, указывать на рисунок, не называя промысла, таким образом знакомить детей с первыми источниками народно-прикладного искусства. Русское народное творчество тесно связано с русским народным костюмом. Уже с раннего возраста можно знакомить детей с элементами русского народного костюма: кушаком, сарафаном, рубахой, головными уборами. Тем самым расширяем представление детей о народной одежде, развиваем интерес к культуре нашей Родины.
Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей. Следует сказать, что возможности патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей. Источники русской народной культуры являются яркими и доступными для детского восприятия. Они в своей сущности отражают жизнь людей в прошлом с их обычаями и традициями, учат в доступной форме воспринимать идею и смысл, воспитывают у детей нравственно-патриотические качества.
Исходя из выше сказанного, можно сформулировать рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Проводить народные праздники и укреплять традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Фольклор способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.
Таким образом, если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.