гюзель шакирова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культурно-историческим ценностям
«Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям»
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня я хотела бы поделиться с Вами опытом моей работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста через приобщение к культурно- историческим ценностям
Когда мы работаем с детьми, мы закладываем фундамент знаний. То, с чем они будут расти и жить дальше.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культурно-историческим ценностям» размещена в разделах
И наша задача знакомить детей с историей, культурой, с обычаями, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Положительный результат можно достичь только систематической работой.
Ориентируясь на программу «От рождения до школы», я разделила свою работу с детьми по своей возрастной группе по нравственно- патриотическому воспитанию на следующие блоки : «моя дружная семья», «Родное село», «Родная страна»
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
Организованно- образовательные деятельности
беседы
сюжетно-ролевые игры
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками
Содержание нравственного - патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к детскому саду, семье, дому, уважительного отношения к своим родителям, воспитателям и друзьям.
Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, усваивают имена своих бабушек и дедушек.
В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, рассматривали картинки о семье.
Нравственно- патриотическая работа не мыслима без тесной связи с семьей. Дети вместе с родителями знакомятся с народными играми, обрядами, традициями.
Так же еще одной главной задачей воспитания у детей нравственно-патриотических чувств - это воспитание любви к родному селу. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое село, но их необходимо с этим понятием знакомить.
В течение года мы с детьми рассматривали фотографии с видами родного села. Играли в настольно –печатные, дидактические игры,
совместно с родителями организовывали экскурсию в краеведческий музей Иглино, в группе оформила уголок «Родной край», создали альбом с видами Иглино
Ознакомляя с родной страной продолжаем воспитывать любовь к родному краю ; знакомим с названиями улиц, на которых живут дети, рассказываем о самих красивых местах родного села, его достопримечательностях.
Воспитываем любовь и уважение к нашей Родине- России. воспитываем уважение к государственным символам. Даем детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказываем о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу родину. Знакомим с некоторыми родами войск. Каждый год на кануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, просвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Мои воспитанники всегда принимают активное участие
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников.
В будни люди работали на полях, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников- это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все нарядно одеты и желают друг другу любви и счастья, здоровья, добра в доме. Праздничных дней в России было много: 140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия детей. Обычаи, обряды, подвижные игры передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство.
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, любите ли вы играть?
А какие игры Вы любите играть со своими воспитанниками?
Сейчас вместе с детьми мы поиграем русскую народную игру «Золотые ворота».
Под веселую музыку входят в зал дети
Воспитатель : круг приветствия
Встали дети-встали в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возмемья
И друг другу улыбнемся
Давным – давно наши бабушки и дедушки собирались праздники. Веселились, пели песни, играли народные игры. Давайте вместе с вами поиграем народную игру «Золотые ворота». А правила такие: двое играков становятся на против друг друга. Берутся за руки и образуют воротики. Другие дети цепочкой проходят под песеньку, в эти ворота хороводом. Когда песенька заканчивается, воротики закрываются, и те кто попал в воротики тоже образуют воротики.
Как у наших, у ворот
Собирается народ
Начинается игра
Золотые ворота
1, 2, 3, 4, 5
Нам друзей не сосчитать
А без друга в жизни туго
Выходи скорей из круга
Народные игры можно использовать в разных образовательных областях.
Например, игры на силу и ловкость –это образовательная область. (Физическое развитие)
Игры с использованием художественного слова – это образовательная область (речевое развитие)
Игры о быте, ремеслах, природе- это образовательная область (познавательное развитие)
Игры с музыкальным сопровождением- это образовательная область (Художественно-эстетическое развитие)
Игры с правилами- это образовательная область (Социально- коммуникативное развитие)
То есть, таким образом, народные игры позволяют нам успешно решать задачи основной образовательной программы
Я предлагаю вам окунуться в неповторимый мир фольклорной игры. Игра славянская, называется она «Пол, нос, потолок». В нее я хочу предложить поиграть всем присутствующим в зале.
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснитесь, скажите : «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите : «Потолок»
Делать это нужно, не торопясь.
Пусть коллеги показывают с вами, а называть будете вы.
Моя цель запутать вас. А вы будьте внимательны и выполняйте все правильно. Начинаете игра.
Скажите: «НОС». а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Слова ведущего по ходу игры «Я вижу, у кого то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос»
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
Спасибо, уважаемые коллеги! Вот и мы с вами смогли прикоснуться к национальной культуре народов, населяющих нашу страну.