Людмила Пузина
Семинар для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Психологический тренинг «Мои пожелания»
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Но начнем мы его с психологического тренинга «Мои пожелания». Произносим друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Бросаем мяч любому из участников и при этом говорим пожелание.
2. Вступительное слово.
Публикация «Семинар для воспитателей „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного учреждения, поскольку патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками детского сада.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина.
Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания, необходимые для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Каково же содержание проблемы? Наиболее идеологически незащищенными в плане формирования патриотизма оказываются дошкольники.
В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным, интеллектуальным барьером.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности. Педагогическая мысль на Руси Х-ХIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. Важное место в народной педагогике России всегда занимали пословицы и поговорки. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по станице, в музей).
И строится на основе главных методических принципов: учёта возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения.
На доступном уровне можно познакомить детей с народными играми, народным календарем, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. Все это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре, культурному наследию и чувства сопричастности, все это является приобщением детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала учитывать возрастные возможности младших детей. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, охватывают разнообразные стороны действительности – это народные сказки, пословицы, поговорки, заклички. Со старшими детьми проводить беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались бы предметы русского быта, стараться объяснить смысл поговорки или пословицы, показывать ситуации, в которых они употреблялись. Составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта, изготовление игрушек и других предметов.
Совместная работа с родителями помогает детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности.
Игра, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, “…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!”
3. Обобщение опыта.
Презентация «Использование дидактических игр в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания.
Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.
Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду” и т. д. (национальные куклы одеты неправильно).
Цикл дидактических игр по родной станице помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Путешествие по станице”, “Где находится памятник?” “Птицы нашей станицы”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
Много словесных игр используется при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
Вот такое использование дидактических и народных игр направленно на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям.
4. Мастер-класс «Воспитание патриотизма средствами декоративно-прикладного искусства».
5. Принятие проекта решения.
1. Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии.
2. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.