Людмила Печерских
Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Куртамышского района
«Куртамышский детский сад №2
общеразвивающего вида»
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ
(Из опыта работы воспитателя
второй квалификационной категории
Лихалит Н. М.)
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа. Всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе я считаю, должны занять мы педагоги.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом» размещена в разделах
В качестве эпилога своего выступления предлагаю посмотреть небольшой фильм.
Город детствапоказ фильма)
Тема моей работы.
«Нравственно патриотическое воспитание через знакомство с родным городом»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольника необходимы следующие условия: подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение членов семей в педагогический процесс, создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.
Таким образом, «С чего начинается Родина?» - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому свою работу мы начали с ознакомления детей с родным городом.
Цель проекта: Нравственно-патриотическое воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.
Какие задачи при этом решаются:
1. Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям.
2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)
3. Воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие её красоты и многообразия.
4. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
5. Знакомство с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.
6. Формирование знаний о родном городе-труженике.
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности:
Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры» Дом», «Детский сад» «Профессия моих родителей», дидактические игры:
«Моя семья, моя родословная», «Путешествие по городу».
Речевое развитие: составление рассказов на тему «С кем я живу», «Моя улица», сочинение стихотворений «О маме», «О друге», сотворчество детей и родителей.
Художественная литература: загадки, заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном городе.
Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой город», «С кем я живу», «Портреты членов семьи». Оформление выставок: «Моя улица», «Мой детский сад». Сотворчество детей с родителями «Встреча гостей», «Мой дом»
Трудовая деятельность: посильная трудовая деятельность дома, дежурство по столовой, трудовые поручения в группе и дома.
Познавательная деятельность: целевые прогулки по нашему микрорайону, природа нашего города, встречи с интересными людьми, экскурсии по памятным местам города, посещение библиотеки, музея, рассматривание карты города, встреча с работниками пожарной охраны.
Музыкальная деятельность: проведение совместных праздников, разучивание песен: о детском саде, доме, городе.
Для реализации проекта было необходимо создать развивающую среду. Мной подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформлена фотовыставка: «Люби и знай — родной свой край», организовала выставку рисунков «Мой город», создана полочка умных книг, где подобраны книги о нашем городе, тематические папки: «Земляки-герои», «История города».
Систематически проводятся экскурсии и целевые прогулки:
«Улицы нашего микрорайона», «Природа нашего города», «Памятные места родного города». Использовала такие формы работы как встречи с интересными людьми, посещение библиотеки, музея.
Расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями. Для чего мною составлен план работы с родителями своих воспитанников, который помог заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта. План предполагает следующие формы работы:
- Родительское собрание «Прошлое и настоящее нашего города»
- Анкетирование, тестирование.
- Папки -передвижки «Из истории нашего города», «Знакомьтесь знаменитые люди нашего города»
- Папки-раскладушки «Забытый Куртамыш»
- Встречи с интересными людьми.
- Участие в подборе краеведческого материала.
- Выставки рисунков.
- Фотовыставки
- Встреча с родителями «Моя профессия»
Проблема патриотического воспитания через знакомство с родным городом актуальна не только для родителей, но и педагогов.
Анкетирование выявило, что 60% педагогов интересуются историей родного края, либо хотели бы знать историю родного края.
Исходя из этого, была организована встреча с работником музея,
проведена консультация: «История возникновения нашего города». В результате этой встречи пополнилась копилка методического материала, которой можно воспользоваться.
По результатам проделанной работы была проведена диагностика, которая показала достаточно широкий запас знаний детей о родном крае, по сравнению с началом работы над проектом. У дошкольников сформированы представления о природном своеобразии родного края, о его достопримечательностях, о знаменитых людях нашего города.
Результаты показали, что мой проект действует, что он познавателен и полезен. Дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность.
Таким образом, через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине значительно интенсифицируется.