ГАЛИНА ЧЕРТЕНКОВА
Ножкотерапия — ступенька к здоровью!
▼ Скачать + Заказать документы
Ножкотерапия — ступенька к здоровью!
«Стопа — это фундамент, на котором стоит здание - наше тело», - утверждал Гиппократ.
Стопу можно сравнить с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней. Известно, что восточная медицина с большим вниманием относится к ступне человека, утверждая, что именно там находятся важнейшие чувствительные точки организма, которые оказывают влияние как на физическое, так и на психическое состояние организма. Не случайно у каждого восточного владыки был специальный слуга, который перед сном «чесал ему пятки». Да мы сами часто в борьбе с насморком растираем подошвы ступней. А если уж решили закаливаться, то начинаем с ходьбы босиком. Экстрасенсы утверждают, что ступни ног, соприкасаясь с землей, обеспечивают человеку правильный космический энергообмен и позволяют считывать «дополнительную информацию земли».
Публикация «Ножкотерапия — ступенька к здоровью!» размещена в разделах
К сожалению, у современных детей «с фундаментом» возникает все больше проблем. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе.
Я хочу познакомить вас с одной из форм оздоровления в нашем дошкольном учреждении - «Ножкотерапией». Что такое «Ножкотерапия»? Это серия разнообразных занятий с использованием упражнений на координацию движений, развитие и формирование стопы у детей. В творческо-перспективный план «Ножкотерапии» вошли занятия с нестандартным оборудованием (различные массажные дорожки, предметы для захвата пальцами стоп, степы, кочки-следочки). На таких занятиях дети обязательно ходят босиком по разнообразным поверхностям. Такую возможность предоставляет, нехитрая в изготовлении, массажная дорожка, которая очень эффективно стимулирует стопу и предупреждает плоскостопие. Такая дорожка сделана самими педагогами. Она используется как на физкультурных занятиях, так и в групповых комнатах после дневного сна и в течение дня.
У детей пользуется спросом «дорожка здоровья». Комплекс упражнений для работы на ней предполагает использование природного материала. Дети с удовольствием собирают ягодки в корзину пальцами ног, устраивают соревнования – кто быстрее. Выкладывают из шишек и желудей разные предметы: пирамидки, веселые рожицы, солнышко. Выполняют танцевальные упражнения на сухой траве, на камнях, на сухих листьях. На островке с песком устраивают вернисажи рисунков, выполненные большим пальцем ноги.
Для детей полезно знать, «что умеют пальцы их ног«. Во-первых, потому, что любые новые возможности телесной самоорганизации сказываются на развитии пространственной ориентации. Во-вторых, использование упражнений с ногами создает так необходимый в обучении эффект новизны. В-третьих, это очень полезно для гиперактивных детей, которые нуждаются в движении больше, чем обычные дети.
Чтобы сделать такие занятия эффективными, занимательными и оригинальными мы рисуем при помощи ног. Большим пальцем правой или левой ноги рисуем «понарошку», намечая на ковре без следа, контуры букв, цифр, геометрических фигур. Иногда раскатываем по полу рулоны обоев и рисуем при помощи всей стопы, предварительно «окрашенной», причем все, что угодно; от коллективных абстракционистских композиций до детективных историй в «следах». Этот вид работы очень грязный. Его реально проводить только с малой подгруппой детей. К тому же по окончании нужно иметь возможность вымыть ноги. Такие занятия приводят детей в восторг и остаются в памяти как праздник. Очень нравится детям «писать» ногами, зажимая карандаш между большим пальцем ноги и остальными четырьмя. Такие упражнения особенно полезны детям, не только как профилактика плоскостопия, но и способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга. «Ножное письмо» - это игра, в которой никто не будет ругать за неточную линию. Представим себе, что мы — маленькие обезьянки, живущие в джунглях. Будем действовать задними конечностями так же ловко, как и передними. Дети мгновенно включаются в игру: собирают «яблоки», палочки для своего жилища, обнимают друг друга, делают друг другу массаж стопы, меряются силой.
Одна из форм «Ножкотерапии» - степ-аэробика. Сначала разучиваем шаги на скамейку, потом добавляем движения руками. Упражнения на силу чередуются с упражнениями на гибкость. Шаги на скамейку сопровождаются значительным увеличением частоты пульса, поэтому лучше, например, два упражнения делать, поднимаясь на скамейку, одно - на полу. Для гармоничного развития обеих частей тела все упражнения выполняются в одну и другую сторону. Нагрузку нужно повышать постепенно. Скамейку-степ можно использовать на занятиях физической культурой, для индивидуальной работы, в самостоятельной двигательной деятельности детей. Музыка, которую мы используем, не только создает радостный настрой, но и активизирует движения, содействует развитию двигательных навыков путем «подсказывания», вызывания соответствующих реакций.
В процессе занятий «степ-аэробикой», улучшается координация движений, укрепляется свод стопы, совершенствуется чувство ритма, пластика, гибкость, у детей появляется уверенность и непринужденность, обусловленная сознанием власти над движениями своего тела в пространстве.
В общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста «Ножкотерапия» занимает маленькую ступень на пути к оздоровлению. Но именно из таких ступеней и состоит большая лестница здоровья. С помощью именно таких ступеней укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.