Елена Боброва
Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению детей к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Публикация «Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» размещена в разделах
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучение детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Таким образом, совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здорового образу жизни - строится на следующих основных подходах.
Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы в течение всего пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
В соответствии с этими подходами система работы с семьей включает :
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания;
- обучение конкретным приема и методам оздоровления (закаливанию, дыхательной гимнастике);
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
В первой младшей группе № 4 этот процесс, строим, исходя из принципа комплексности, и охватывать все основные направления развития ребёнка. Особое внимание при этом обращаем на совершенствование физического развития, что обеспечивает целостность и гармоничность каждой личности. Главная наша задача это улучшение состояния здоровья детей; повышение работоспособности; формирование двигательных навыков (ходьба, бег, двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость).
На начальном этапе работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни мы познакомили родителей с режимом дня в детском саду, дали возможные варианты режима дня дома, в выходные дни. А также рассказали о формах оздоровления детей в детском саду:
Физкультурные занятия
Утренняя гимнастика
Физкультминутки (детям предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой)
Физкультурное развлечение
Закаливание после дневного сна
При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем режиме дня постоянное место и время отводим каждодневной утренней гимнастике. Каждый день планируем и проводим прогулки днём и обязательно, вечерние. Два раза в неделю проводим физкультурные занятия в группе во второй половине дня.
Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные формы и методы закаливания, к которым относится хождение по массажным дорожкам, гимнастика пробуждения - в нашей группе используем гимнастику В. Алямовской и использование шипованных мячей, шишек.
Большое внимание уделяем двигательной активности детей в течение всего дня, которая является одним из основных факторов оздоровления детей.
Также в своей работе использую нетрадиционный метод – контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом. Процедура проходит после дневного сна и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в групповом помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:
- ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
- ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
- ходьба по сухому коврику;
- ходьба по "Дорожке Здоровья".
Темп прохождения по дорожкам обычный. Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры. Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 2-3 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты.
Широко используем психогимнастику с предметами (шипованные мячи, шишки) :
«В руках горячее солнце» (перебрасываем с ладошки на ладошку);
«Погладь ёжика» (разогреваем ладони).
Среди факторов, влияющих на здоровье детей, важную роль играет грамотность родителей, в повышение которой мы принимаем активное участие. Периодически оформляем информационные стенды по темам:
«ОРВИ и его профилактика»
«Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей»
Проводим родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы. Предлагаем ознакомиться с консультациями: «Активность ребенка – залог его здоровья», «Профилактика простудных заболеваний через закаливание», «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность». Используем в своей работе наглядные виды работ:
• выставки детских работ,
• выставка дидактических игр на оздоровительную тематику,
• папки-передвижки, рекомендации,
• фотовыставки.
Такой подход к совместной физкультурно-оздоровительной работе позволяет не только на деле осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и привлечь родителей к совместным, системным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.