Екатерина Червенко
Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной
▼ Скачать + Заказать документы
Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие»
Червенко Е. В.
Стремления к исследованию и познанию окружающего мира является особенностью психики человека. Деятельность детей является основой для формирования психического и физического развития. Именно деятельный подход дает ребенку-дошкольнику наибольшие возможности формирования правильного миро представления. Задачей педагогов является грамотно подобранные средства развития интересов дошкольников к исследовательской деятельности, ведь те знания, которые ребенок добудет собственным трудом, надолго закрепятся в его памяти и могут быть применимы им на практике.
Публикация «Новые подходы к реализации исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной» размещена в разделах
В статье представлены вопросы рассмотрения новых подходов реализация исследовательской деятельности в системе дошкольного образования в контексте задач образовательной области «Познавательное развитие»
Современное общество находится на пике цифровизации, в соответствии с этим, современным педагогам необходимо формировать социально активную личность, свободно ориентирующейся в информационной среде. В настоящее время недостаточно получать новые знания, необходимо умение их добывать с впоследствии применять на практике. В Национальном проекте «Образование» определяется цель воспитания гармонично развитого и социально ответственного гражданина на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Также отмечается необходимость воспитания будущего конкурентоспособного гражданина, способного быстро реагировать на изменяющиеся условия в обществе. Формирование такой личности невозможно без поиска инновационных методов развития интереса дошкольников к различным видам деятельности, в том числе к исследовательской.
Современный этап развития образования претерпевает глобальные изменения: меняется содержание, структура образования, вводятся новые стандарты, направленные на формирование всесторонне компетентной личности. Изменения касаются сферы дошкольного образования. Такие изменения диктуют необходимость в применение в образовательном процессе инновационных методов и средств. Так в ФГОС ДО определены следующие задачи познавательного развития:
— развитие интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
В ФГОС ДО в частности образовательной области «Познавательное развитие» отмечается важность развития познавательного интереса дошкольников к исследовательской деятельности. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что это активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, взаимосвязей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследовательская деятельность представлена в различных образовательных областях : социально-коммуникативное развитие, формирование элементарных математических представлений, физическое развитие, однако более подробно данный вид деятельности изучается в рамках образовательной области познавательное развитие.
В ядре изучения исследовательской деятельности необходимо рассмотреть процесс детского экспериментирования. Экспериментирование в дошкольном возрасте является одним из доступных и увлекательным видом деятельности. Однако в практике дошкольных образовательных организаций используется поверхностно, как самостоятельный вид деятельности встречается редко. Данный вид деятельности зарождается еще в раннем детстве, изначально представляя собой простое, бесцельное экспериментирование, с окружающими вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, формируется сенсорный опыт. По мнению академика Н. Н. Поддъякова важнейшая особенность экспериментирования, заключается в том, что в процессе ее осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или останавливать его, изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова пронизывает все сферы деятельности ребенка, включая игровую деятельность.
Главное достоинство метода экспериментирования в дошкольном возрасте заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментальной деятельности происходит обогащение памяти дошкольника, активизируются его мыслительные процессы, формируется речевая активность, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. В процессе экспериментирования дошкольники опытным путем получают новые знания, вследствие чего эти знания перетекают в умения, так как знания, поученные опытным путем, надолго остаются в памяти ребенка и в дальнейшем могут быть применены им на практике. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами и явлениями, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как совокупность умственные действия.
Несмотря на вышеперечисленные утверждения, данный вид деятельности до сих пор не получил широкого распространения в практике дошкольных образовательных организаций, однако является эффективным в решении задач предусмотренных ФГОС ДО. Над решением поставленных задач педагоги МБДОУ ДС № 33 «Снежанка» совместно с дошкольниками занимается на следующих видах деятельности : формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, формирование основ безопасного поведения, на занятиях по физической культуре. А также занятия по экспериментированию включаются во время свободной деятельности дошкольников. С детьми проводятся простейшие опыты с водой, песком, воздухом, природным материалом. По отзывам родителей, в результате такой деятельности дошкольники по прибытию домой просят взрослых об организации повторения проведенных экспериментов в домашней обстановке, в результате чего происходит обмен положительными эмоциями в отношениях родителей и их детей.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность в условиях дошкольных образовательных организациях способствует формированию целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию окружающего мира, законов природы и явлений, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность.
В результате организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации формируются основы целостного восприятия окружающей действительности у дошкольников средствами эксперимента, а также:
развивается эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;
формируются основы целостной картины мира;
происходит обогащение речевой активности детей;
расширяются перспективы развития поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста;
формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;
формируются коммуникативные навыки, навыки работы в коллективе;
формируются доброжелательные отношения в семье.
Таким образом, изучив проблему реализации исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации можно сделать вывод что, данный вид деятельности четко отвечает задачам ФГОС ДО в частности образовательной области «Познавательное развитие», в которой говорится о том, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.
Библиографический список:
1. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. В сб. Воспитание детей в игре. / Под ред. Менджерицкой. – М., Просвещение, 1979
2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М., 2006.
3. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. – М. : Просвещение, 1962
4. Усова А. П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. – М. : Просвещение, 1963.
5. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950, т. 10, с. 516.
6. https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika/viewer