Светлана Зямзина
Новые формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Новые формы работы с родителями
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Публикация «Новые формы работы с родителями» размещена в разделах
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5,6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна из самых актуальных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей.
Наш девиз: Мы хотим работать вместе с вами, а не вместо вас.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ представлены на слайде.
Цель: повысить ответственность родителей за результаты учебно-воспитательного процесса
Задачи:
1. Сотрудничество детского сада и семьи.
2. Поиск единых подходов в воспитании и образовании ребенка.
3. Работа в «одной команде».
4. Создание атмосферы взаимопонимания, взаимодоверия, взаимоуважения, общности интересов.
5. Оказание педагогической помощи семье
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов ДОУ с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы продуктивно спланировать работу с родителями, необходимо их изучить. Поэтому мы начали с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В своей работе с родителями мы используем следующие формы :
• 1. Родительские уроки. Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Основной целью Родительского урока является просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы. Проще говоря, родители в этот день выполняют роли воспитателей. С чего мы начали данное мероприятие?
Сначала мы провели работу с родителями по привлечению их к Родительским урокам. Определили желающих поучаствовать в мероприятии родителей, познакомили их с подробным режимом жизнедеятельности детей в детском саду, с темой занятия, с обязанностями воспитателя, с инструкциями по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности при проведении занятий. Родителям была подобрана методическая литература, предварительно обсудили каждое образовательное мероприятие.
Пока родители проводят не весь день в должности воспитателя, а только определённые занятия.
Для нашего ДОУ это был первый опыт, но это был интересно. Эмоций было очень много и у детей, и у родителей!
Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Родители стали активными участниками образовательного процесса, повысился уровень их педагогической компетентности. Укрепились партнёрские отношения между ДОУ и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом деле.
Проект «Покормите птиц зимой». Для реализации этого проекта родители вместе с детьми соорудили кормушки, развесили кормушки на ветки деревьев у себя во дворе.
Проект «Тропа здоровья» Родители подготовили нетрадиционное спортивное оборудование. За этот проект ДОУ было награждено почётной грамотой.
Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей детскому саду.
Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды ДОУ, оборудование игровой площадки на территории ДОУ, постройка горки и т. д. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.
Снежных дел мастер. Цель данного мероприятия – создание условий для разнообразной познавательной и двигательной деятельности детей, укрепление их здоровья и формирование положительного эмоционального настроя.
Современные родительские собрания :
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. К предварительной подготовке относятся: изготовление памяток, оформление благодарностей. Начинаем собрание с видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показа презентаций о совместной проектной деятельности. Мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В своих сообщениях представляем особенности жизни ДОУ и каждого ребёнка. Организуя, таким образом, родительские собрания, мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Проводим мастер-классы: например, на этом мастер-классе знакомили родителей с играми, в которые можно поиграть с детьми. От такого мероприятия все получили много удовольствия.
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Проводим с родителями совместные праздники: осенний бал, выпускной бал, новый год, праздник пап и т. д. Родители с удовольствием участвуют в данных мероприятиях.
Недавно создали «Родительскую почту», которая находится в приемной. Здесь родители могут написать нам отзывы о проведенных мероприятиях, поздравления с праздником, пожелания о предстоящих мероприятиях, задать интересующие их вопросы.
Есть уголок «Наши звёздочки», где мы размещаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в различных конкурсах на муниципальном и даже всероссийском уровне. Похвала необходима и детям, и родителям.
Мы постоянно оформляем групповые стенды типа:
«Уголок для родителей”, содержащие информацию о повседневной жизни группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками.
«Хотим сказать «спасибо». В данном уголке мы пишем слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление.
Стенд «Поздравляем» также оформлен в нашей приемной, здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников. Так, например, вместе с детьми мы изготавливаем стенгазеты для наших пап и мам на праздники, в которых пишем самые теплые слова поздравлений.
У нашем ДОУ есть свой сайт, там размещена полезная информация для родителей.
Заключение.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.