Юлия Товкань
Новые формы ознакомления дошкольников с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Руку дал другу друг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Собрался друзей тесный круг.
Я очень рада приветствовать вас в этом зале.
Так, традиционно, с добрых слов, с настройки, я начинаю занятия в группе. Считаю, что от положительного настроя зависит, как настроены дети, а значит, и результат.
Моя педагогическая деятельность началась недавно, с должности помощника воспитателя. Со временем я поняла, что хочу стать педагогом. Получила педагогическое образование, и вот уже пятый год работаю воспитателем.
Публикация «Новые формы ознакомления дошкольников с природой» размещена в разделах
Быть педагогом- значит быть в поиске, в движении. Воспитатель это не просто профессия, это образ жизни.
В движении жизнь. Это мой жизненный принцип. Здоровье- это интерес, творческие способности, уверенность и успешность. Я стараюсь привить навыки ведения ЗОЖ у
Очень люблю активный отдых, люблю путешествовать с семьей. Считаю себя опытным садоводом. Увлекаюсь спортом. Горжусь тем, что мои сыновья также увлечены танцами и спортом. На днях сдала нормы ГТО
И эти качества я хочу видеть и в своих воспитанниках.
Но к огромному сожалению, мы наблюдаем, что каждый второй ребенок, посещающий дошкольное учреждение имеет ослабленное здоровье, страдает нервно-психическими заболеваниями (неврозами и невритами, а также другими врожденными пороками развития. Лишь 10% дошколят медики относят к I группе здоровья. Ослабленное здоровье- причина снижения познавательного интереса, следовательно провоцирует отставание в индивидуальном развитии ребенка. Поэтому, заботясь о здоровье детей, мы должны создавать условия для их постоянного и полноценного общения с природой
Особенности развития личности в современном обществе таковы, что испытывая дефицит общения с природой, который неизбежно возникает в результате жизни в современном ритме, глаз периодически ищет, за что бы «зацепиться», чтобы немного отдохнуть. А для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому дошкольникам легче усвоить основные сведения не вербальными, а наглядными методами.
Важнейшим фактором экологического воспитания в детском саду является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы, в предоставлении возможности непосредственного общения с живой природой.
Передо мною встала задача создать такие условия, при которых ребенок станет субъектом познавательной деятельности,а новые знания, умения, навыки, новые способы действия добудет в процессе поисковой, и исследовательско – познавательной деятельности.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, наблюдения.
Мы сеем семена цветов, наблюдаем за первыми всходами. Высаживаем рассаду. Я приучаю детей ухаживать за растениями. Дети искренне радуются первым всходам, своим успехам.
Очень интересно ребятам проводить различные опыты. Такие занятия яркие, и запоминающиеся.
Занятие о свойствах и пользе воды в старшей группе вызвало огромный интерес. Оно переросло в создание большого проекта, в ходе которого мы изучили состояния воды, проводили опыты со снегом на улице и в группе. Делали зарисовки, много наблюдали. К работе подключились и родители.
Музыкально-театрально-экологические постановки вызывают большой интерес у детей. (смотри приложение). Проведение таких экологических праздников является важным фактором личностного развития ребёнка, удовлетворения его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями, детьми других групп, сотрудниками детского сада.
Прогулка- эффективная форма экологического воспитания. Но как превратить ее не в простое созерцание ближайшего природного окружения, а в увлекательное, научно-познавательное и практически -деятельностное мероприятие?
Поддерживать познавательный интерес помогают прогулки, экскурсии с использованием элементов квеста*. (*Квест- (поиски)русск. (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла).*
Так, ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов. Познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Подробнее хочу рассказать о квесте «Тайна снежной королевы.» Мы проводили его в начале 2017года, приурочен он был к Дню снега. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняли различные задания. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию природы. Моя задача состояла в том, чтобы максимально использовать прилегающую территорию, и сохранить интерес к игре до конца. Это мне удалось, а в конце мероприятия дети получили долгожданные сокровища.
Помимо очевидной пользы от физической и умственной активности, квесты учат дошкольников работать в команде и отлично сплачивают группу, способствуют развитию наблюдательности, смекалки, сообразительности, развивают интереса к миру природы, знакомят с научно-историческими фактами; формируют навыки постановки элементарных опытов и умению делать выводы на основе полученных результатов; развивают творческий потенциал, фантазию и воображение;
воспитывают эмоциональное отношение к миру природы,потребность беречь его; формируют потребность в ведении здорового образа жизни, развитии сил и выносливости.
Потребность детей в творчестве воплотилась в участии в экологических акциях. У детей появляется желание не только творить, но и показать результаты своего творчества, получить радость от создания нового, видеть пользу от результатов своей работы. Участие во Всероссийской акции «Покормите птиц!» в 2015году привело к тому, что с детьми мы разработали схему-маршрут птичьего городка.
В организации этой работы нам помогли родители. Они с ребятами дома изготовили кормушки, и с огромной гордостью развесили эти кормушки на территории дошкольных групп.
Кроме того, творческая деятельность создает состояние успешности. У детей повысилась самооценка, они утверждают свою значимость и познают себя, переживают первое чувство гордости от того, что создают сами. Теперь мы участвуем в этой акции ежегодно. Имеем благодарности Ивановского отделения Союза охраны птиц.
Благодаря использованию новых форм, дошкольники учатся взаимодействовать с природой на основе согласия и благотворного влияния друг на друга; повысился уровень здоровья детей и их экологического мировосприятия, улучшилось общение в системе «педагог – родители дети».
Сравнивая результаты работы за предыдущий период, я вижу положительную динамику, вижу что знания детей в области экологии выше. Но практические умения ребят невысоки. Моя задача- далее работать в данном направлении, искать новые подходы и решения поставленной задачи.
Мой опыт небогат, но своими новыми идеями, достижениями я делюсь с педагогами.
Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты Земля.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!