Папки-передвижки

«Осень». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)

Римма Бирюкова
«Осень». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы

Осень

Прогулка №1

1. Наблюдение за ветром

Воспитатель вначале предлагает вопросы: «Есть ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте. Как вы узнали, что сегодня ветер? Что делает ветер? Прислушайтесь, какой сегодня ветер: слабый или сильный? Почему вы так решили?» (Можно предложить информацию из летней прогулки №3)

2. Художественное слово

Млад. и сред. гр. : отрывок из стихотворения А. С. Пушкина

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

Публикация «„Осень“, Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)» размещена в разделах

Стар. и подгот. гр. : стихотворение И. Токмаковой «Ветрено»

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена,

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый.

Желтый лист и розовый,

Красный, разноцветный,

Старый лист газетный.

Солнечно, ветрено,

Ветрено, ветрено!

3. Дидактическая игра

Млад. и сред. гр. : «Найди такой же листок, какой я покажу»

Цель: узнавать резко контрастные листья деревьев: дуба, клена.

Стар. и подгот. гр. : «Лесник»

Содержание занятий: напомнить детям о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, об их составных частях: стволе, листьях, плодах и семенах. Научить детей выражать свои знания словами.

Дидактическая задача: назвать признаки растений, части растений.

Правило: собирать семена можно только те, которые назовет воспитатель.

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа : «Найди свой домик»

Описание игры. С помощью воспитателя дети делятся на группы. Каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу «Найди свой домик!» дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

Указания к проведению. Игра может проводиться у деревьев, хо-рошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать «Найди свое дерево».

Стар. и подгот. группа: «Ловишка в кругу»

Описание игры. На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Диаметр круга от 3 м и более, в зависимости от коли-чества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них — ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.

Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.

Пескотерапия и игры на песке

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : подметание и уборка территории.

Стар. и подгот. группа: уборка территории от крупного сора.

Осень

Прогулка №2

1. Наблюдение за росой

- Что такое роса?

- Когда она бывает?

- Почему бывает роса?

Ранняя осень. Погода еще по-летнему теплая. Дождя не было, а утром трава, гранитная набережная, металлические ограды покрыты блестящими капельками воды. Откуда же появилась эта вода? Уж не из воздуха ли? Это роса, и появляется она в самом деле из воздуха. Ночи стояли прохладные. За ночь остыла, остудилась земля. Особенно холодными стали металлические предметы, камни и растения. В воздухе всегда есть водяной пар. Соприкоснувшись с холодными предметами или растениями, водяной пар превратился в капельки воды.

Как это происходит? Поднеси холодную металлическую крышку к носику чайника, когда из него идет пар, и ты увидишь, как образуются капельки воды.

Роса для растений так же полезна, как дождь. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам не только осенью, но и летом, и весной. Однако осенью росы бывают чаще всего. Почему? Потому что осенью сыро и в воздухе много влаги.

От холода поздней осенью замерзающая роса кажется не прозрачной, а белой. Состарившийся, с увядшей травой луг, покрытый белой росой, издали словно седой. Его так и называют — седой луг.

2. Художественное слово

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы:

От цветов на полях

Льется запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

(И. Суриков)

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Что полил дождик?»

Стар. и подгот. группа: «После дождичка – дождя

Вышла радуга вся!»

(проговаривание всех цветов радуги, нахождение предметов таких цветов)

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа: «Гуси»

Описание игры. На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята.

Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

— Гуси, вы гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Вы серые гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Где, гуси, бывали?

— Га-га-га, га-га-га!

— Кого, гуси, видали?

— Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга — в логово.

Стар. и подгот. группа: «Ловишка в кругу»

Описание игры. На площадке чертят большой крут. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Диаметр круга от 3 м и более, в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них — ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.

Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.

Пескотерапия и игры на песке

5. Труд

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: подметание веранды и территории.

Осень

Прогулка №3

1. Наблюдение за облаками

В начале беседы воспитатель обращает внимание ребят на погоду: «Что вы видите на небе? (Облака.) Как можно сказать, какое сегодня небо? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками?»

Затем предлагает загадку:

Без ног бегут,

Без крыльев летят,

Без паруса плывут.

(Облака.)

Развертывается сюжетная беседа. Воспитатель вопросами помогает детям понять переносный смысл слов: «Почему про облака говорят, что они бегут, плывут, летят? Какой силы ветер, если облака плывут? А если бегут? Летят? Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут? Сделайте вывод, какой силы ветер сегодня».

Воспитатель спрашивает : «Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Как говорится об этом в стихотворении?»

В заключении беседы можно загадать загадку:

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

(Ветер.)

Затем загадка анализируется: «Что это? Почему вы решили, что это ветер? Объясните, что еще делает ветер. Кто придумает свою загадку про ветер?»

Дети могут поиграть с вертушками.

2. Художественное слово

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Облака» сл. С. Козлова

Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката,

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то.

Облака, белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки,

Не смотрите вы, пожалуйста, с высока

А по небу прокатите нас, облака!

Стар. и подгот. группа: С. Урыжатюк «Туча»

Я вконец себя измучил,

Все никак не мог понять:

И откуда эти тучи появляются опять?

Мне помог однажды случай:

Мы ходили по грибы,

У лесной сторожки туча

Выползала из трубы.

3. Дидактическая игра

Млад. и сред. группа : «Кому что нравится»

Зайцу нравится капуста:

И хрустит, и очень вкусно.

Обожает кости пес.

Слон — морковку,

конь — овес.

Воробей клюет проворно

Из своей кормушки зерна.

Ищет северный олень

Мох под снегом целый день.

Кошке нравится сметана,

Жаль, дают непостоянно.

А медведь пчелиный мед

Ел и ел бы круглый год.

На лугу траву корова

Дотемна щипать готова.

Для лохматого щенка

Радость — блюдце молока.

Ну а я люблю варенье,

Это — просто объеденье,

Ничего ведь нет вкусней,

Это ясного ясней!

(М. Пляцковский.)

Закрепление того, что любят есть звери и люди.

Стар. и подгот. группа: «Хорошо— плохо» ( использовать фланелеграф и изображения явлений неживой природы: дождь, ветер, пасмурно, солнце).

Младш. и сред. группа: «По тропинке»

Описание игры. На земле на расстоянии 25—30 см друг от друга проводятся две параллельные линии (или кладутся две веревки, два шнура) длиной 2,5—3 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.

Указания к проведению. Дети должны идти осторожно, стараясь не наступать на линии, не мешать друг другу, не наталкиваться на идущего впереди. Ширину и длину тропинки воспитатель может увеличить или уменьшить, в зависимости от возможностей детей.

Старш. и подгот. группа: «Кошки-мышки»

Описание игры. Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход-нору. В одном ряду стоят коты, в другом мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг иг-рающих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, обра-зованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Свободные игры детей

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : полив клумб.

Стар. и подгот. группа: полив клумб из игрушечных леек и ведер.

Осень

Прогулка №4

1. Наблюдение за листопадом

Мало становится солнечного света и тепла для растений, и зеленая окраска листьев сменяется желтой, оранжевой, сине-фиолетовой.

Из деревьев только у рябины, осины и клена осенние листья бывают красные. Ольха и многие ивы до самого листопада стоят зелеными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-желтый лист у березы, более темный желтый цвет у вяза, желто-коричневый у дуба, золотисто-желтый у липы.

Издали листва у деревьев кажется вся одного цвета, а возьмешь в руки лист — какого цвета тут только нет! Зеленые полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Некоторые листочки похожи на тончайшие кружева. Ярко, пестро, разнообразно нарядились деревья и кустарники. Настоящий карнавал красок!

Казалось бы, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Сто-яли бы себе до самой весны с листьями. Нельзя. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветки деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда такое несчастье случается, если снег намного раньше времени выпадает. Вот деревья всю листву и сбрасывают.

Кроме того, дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

Раньше всех теряют листья липа, береза и вяз. Уже в конце ранней осени начался у них листопад. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая темный ствол дерева.

С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем — клена. Только ольха да по берегам рек ивы стоят густые и зеленые до первого снега. А потом замороженные, почерневшие, хрустящие листья опадают на землю.

Начали желтеть кончики хвоинок у лиственницы. Золотой осенью хвоя станет ярко-желтой, горящей на фоне неба.

Только ель и сосна стоят зеленые, своими темными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам-хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налетом.

2. Художественное слово

Млад. ,сред. группа : В. Мирович

Все деревья

Облетели,

Зеленеют

Только ели,

Стали голыми

Леса,

Днем и ночью

Дождик льет,

Грязь и лужи

У ворот.

Стар. и подгот. группа: И. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Узнай, от какого дерева лист», «Принеси маленький желтенький листок с острыми зубчиками (лист березы)»; «Принеси красный круглый лист на длинном черенке (лист осины)».

В таких играх дети учатся различать и называть плоды и семена деревьев.

В солнечный день посмотрите с детьми на небо сквозь ветви: в осеннее время разнообразная окраска листьев особенно подчеркивает его синий цвет.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «С кочки на кочку»

Описание игры. Дети стоят на одной стороне. Воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону, переступая из обруча в обруч.

Указания к проведению. Вместо обручей можно использовать небольшие фанерные кружки диаметром 30—35 см. Если игра проводится на участке, можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.

Старш. и подгот. группа: «Пятнашки»

Описание игры. Играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : уборка урожая с грядок.

Стар. и подгот. группа: уборка урожая с грядок.

Осень

Прогулка №5

1. Наблюдение за листьями

Рассмотрите с детьми листья. Обратите внимание, что поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у дуба, например, лист гладкий, твердый; у березы шершавый; у липы мягкий.

Поиграйте в игру: «Узнай дерево по листу». Один ребенок называет характерные признаки листа, остальные по описанию узнают, с какого он дерева. Соберите несколько разных листьев для уголка природы.

Младший возраст

Программное содержание. Отметить изменения в природе, что нового появилось в сквере, чего не стало; какие деревья, клумбы. Развивать у де-тей любознательность, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, сдержанность во время беседы. Следить, чтобы дети красиво шли парами, тихо разговаривали.

2. Художественное слово

Млад. ,сред. группа : А. Плещеев «Осенью»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Стар. и подгот. группа: А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются там, на дне долин.

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Узнай, от какого дерева лист», «Принеси маленький желтенький листок с острыми зубчиками (лист березы)»; «Принеси красный круглый лист на длинном черенке (лист осины)».

В таких играх дети учатся различать и называть плоды и семена деревьев.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Пройди мишкой, проползи мышкой»

Описание игры. Дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель ставит перед ними одну за другой две дуги разного размера.

Надо одну дугу пройти как мишка, др. - как мышка.

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Найди свое дерево»

Описание игры. С помощью воспитателя дети делятся на группы. Каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу «Найди свой домик!» дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

Указания к проведению. Игра может проводиться у деревьев, хо-рошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его.

Свободные игры детей

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : подметание веранды.

Стар. и подгот. группа: уборка территории, подметание веранды и площадки.

Осень

Прогулка №6

1. Наблюдение за красными ягодами

Загорелись, засияли красные ягоды на деревьях и кустарниках. Словно красный светофор останавливает их не в меру яркая окраска. Только светофор этот не для людей, а для птиц. Многие красные ягоды для человека несъедобны, а то и вовсе ядовиты, а для птиц — самое вкусное угощение.

Растения привлекают птиц не зря. Внутри ягод находятся семена. Каждое семечко одето в плотную кожицу, как в скафандр. Съест птица сочную ягоду, переварит ее, а семечку ничего не сделается. Лежит себе внутри птичьего желудка, да заодно и путешествует. Перелетит птица в другие места, очистит желудок, семена на землю попадут, да еще и удобрение. Как здорово!

Самые заметные ягоды у рябины. Научное название рябины означает «ловящая птиц». Уже с ранней осени тяжелые кисти круглых оранжевых и красных ягод привлекают к себе птиц.

Ягоды рябины похожи на маленькие яблочки, недаром рябина и яблоня — деревья одного семейства. Снизу у одной ягодки рябины словно вырезанное пятиконечное отверстие, издали кажущееся черной точкой.

На ягоды рябины похожи ягоды калины. Такие же кисти висят на высоком кустарнике. Отличается калиновая ягода более густым бордово-красным цветом и ярким блеском. Ягодки точно лаком покрыты, круглые, без отверстий снизу. Да и листья у калины на рябиновые не похожи. Скорее они напоминают форму листьев клена. Мелкие, словно бусинки, сочные, ярко-красные ягодки бузины осыпают ветку, как грозди винограда. Бузина — кустарник интересный: может расти где угодно. Не страшны ей ни засуха, ни задымленный воздух, удержится на любом склоне. Даже среди кирпичных развалин и на каменных стенах растет! Лист бузины (если его потереть) можно узнать по неприятному, только ему присущему запаху.

Ягоды жимолости для человека ядовиты. Недаром этот кустарник называют «волчьей ягодой». Блестящие красные плоды размером с горошину, почти сросшись, по две рядом плотно сидят на ветке. Такую ветку ни с чем не спутаешь, разве с еще более ядовитым для человека кустом волчьего лыка. У него тоже плоды красные и так же плотно, точно приклеены, сидят на ветке. Но волчье лыко — редкий в городах кустарник.

Ягоды боярышника блестящие, красные, чуть вытянутые. Внизу у них маленькие тонкие листочки — усики. Красив боярышник осенью своими фиолетовыми листьями — ромбиками. Из-под опадающей листвы на ветках кустарника виднеются длинные острые шипы. Один раз познакомишься с ними — никогда боярышник не забудешь.

Плоды шиповника почти такие же по форме, как и у боярышника. Только сам куст намного ниже, а ягода более округлая и в нижней части вытянута в форме бутылочки. Много целебных свойств у этих оранжево-красных, очень полезных для человека ягод.

2. Художественное слово

Млад. ,сред. группа : И. Токмакова «Сентябрь»

Кончается лето,

Кончается лето,

И солнце не светит,

А прячется где-то.

Стар. и подгот. группа: «Гроздь винограда» Т. Шорыгина

Украшенье нашего

Маленького сада —

Лозы виноградные,

Увившие ограду.

Ягоды прозрачны

И теплы на свет.

Может быть, созрели?

Нет, пока что нет!

Нежно розовейте,

Созревайте в срок,

Нам в бокал налейте

Виноградный сок!

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа: «Лётал-лётал воробей» рус. нар. игра

Играющие с помощью считалки выбирают ведущего — «воробья». Затем все встают в круг, а «воробей» — в середину круга. Дети идут по кругу со словами:

Летал-летал воробей,

Лётал-лётал молодой

По-за синю морю.

Видел-видел воробей,

Видел-видел воробей,

Как.

«Воробей» продолжает: «Зайцы прыгают; вороны летают» и т. д.

Дети должны изобразить то, что «видел воробей» — попрыгать, как зайцы, полетать, как вороны и т. д. «Воробей» выбирает того, кто, по его мнению, выполнял задание лучше всех, и приглашает на место ведущего, а сам встаёт на его место. Игра продолжаемся с новым ведущим.

Стар. и подгот. группа: «Кондалы», «Кошки-мышки», «Горелки».

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : полив клумб.

Стар. и подгот. группа: полив клумб детскими лейками.

Осень

Прогулка №7

1. Наблюдение за плодами и семенами

Рассмотрите с детьми семена деревьев и кустарников. Сравните их между собой, определите, с какого они дерева. Предложите подумать, почему у липовых орешков есть крылышки.

Рассмотрите плод клена, состоящий из двух частей. Каждая часть имеет крупное крыло, поэтому плод и называют двукрылаткой. Понаблюдайте, как двукрылатка падает с дерева, когда созреет: она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе.

Возьмите плод, выньте семя, вскройте и покажите детям, что внутри его находится зародыш дерева: там видны миниатюрные зеленые листики. Детям будет понятно, что из семечка вырастет дерево.

Сравните плоды клена и ясеня. У ясеня продолговатая односеменная крылатка. Рассмотрите плод желудя. Он твердый, в нижней части находится разросшаяся плюска.

Рассмотрите шишки хвойных деревьев: ели, сосны, лиственницы, сравните их между собой. Отогните чешуйки шишек и вы увидите семена.

2. Художественное слово

Млад. ,сред. группа : А. Толстой «Осень»

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Стар. и подгот. группа: С. Маршак «Песня о желуде».

С колпачком на голове,

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

Дуба золотого.

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

;Коль его не разгрызет

Белка острым зубом.

Сотни лет он проживет

Коренастым дубом.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы:

Проведите занятие: предложите расположить шишки по величине, форме, цвету.

Составьте с детьми коллекцию семян и плодов деревьев и кустарников с участка детского сада или парка.

«Найди дерево по семенам»

Дидактическая задача: найти целое по части.

Игровое действие: бег к определенному предмету.

Правило: бежать к тому дереву, от которого семена, можно только сигналу.

Оборудование: семена и шишки деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, клена разных видов, ясеня, рябины и др.

Ход игры:

Игра проводится поздней осенью. Воспитатель раздает детям семена, просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.

Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, надо обратить их внимание на отличительные признаки: летучки ясеня (отдельные «лопаточки», а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа : «По дорожке на одной ножке»

Описание игры. На площадке воспитатель чертит две линии длиною 2—3 м на расстоянии 50—60 см друг от друга. Это дорожка. В поме-щении можно положить на пол две рейки или два шнура на таком же расстоянии. Воспитатель предлагает нескольким детям попрыгать по дорожке на одной ножке. Дети подходят по очереди к одному концу дорожки и стараются допрыгать до ее конца на одной ноге.

Указания к проведению. Прыжки на одной ноге для детей четвертого года жизни — довольно трудное упражнение, но во второй половине года уже можно дать им такое задание. Однако не следует требовать, чтобы малыши обязательно прыгали до конца дорожки. Дети прыгают произвольно, на середине дорожки они могут поменять ногу. Важно, чтобы они начинали упражняться в этом виде движений.

Стар. и подгот. группа: «Пятнашка-зайка»

Пятнашка может запятнать бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах, он в безопасности.

Пескотерапия и игры на песке

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : полив клумб.

Стар. и подгот. группа: полив клумб детскими лейками.

Осень

Прогулка №8

1. Наблюдение за паутиной и насекомыми

Рассмотрите паутину. На нижнем ее конце малыши увидят крохотно-го паучка. Понаблюдайте за паучком: сначала он будет лежать неподвижно, потом, перебирая малюсенькими ножками, побежит по ладони; добежав до края, выпустит паутинку и спустится по ней. Можно осторожно посадить паучка на веточку, откуда он опять начнет свое путе-шествие по воздуху. Иногда удается увидеть, как ветер подхватит паутинку вместе с паучком и понесет на новое место. Там паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Скажите детям, что паук полезен: он уничтожает мух — разносчиков грязи и болезней.

«На потолке, в уголке висит сито, не руками свито» (паутина).

В теплые погожие дни ранней осени на лугах и лесных опушках трава как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фойе ярко-голубого неба можно тоже увидеть тончайшие нити. Предложите присмотреться, откуда берется паутина. Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить.

Напомните детям, что не надо им мешать — пусть летят на новое место.

Соберите сухие листья и просейте их через сито. Дети увидят много живых существ. Покажите сухие свернутые листья, которые висят на концах веток. Они опутаны паутиной, а внутри — белые коконы. В коконах зимуют маленькие гусеницы бабочки-боярышника. Садовники уничтожают их - это вредители, и если их не снять, то весной они будут объедать молодые побеги, а потом и листья.

После наблюдений спросите детей, почему прячутся насекомые. Дети должны ответить, что стало холодно, почва охладела, травы увяли.

Насекомые постепенно исчезают. Дети находят под камнями целые скопления жуков, а в щелях — спрятавшихся бабочек. Мухи и комары исчезают.

В старших и подготовительных к школе группах можно организовать самостоятельные наблюдения.

2. Художественное слово

Млад. ,сред. группа : М. Лесовая «Золотой дождь»

Листья солнцем заливались,

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели.

Потекли и полетели.

Стар. и подгот. группа:

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят. летят. летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят! Должно быть, это

Улетает наше лето!

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Угадай насекомое по рисунку»

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа : «Жмурки с колокольчиком» (усложненный вариант)

Описание игры. Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей — жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.

Указания к проведению. Для этой игры нужно ограничить место, так как на большом пространстве малышам трудно ловить детей, особенно с завязанными глазами.

Стар. и подгот. группа: «Пятнашки с домом»

По краям площадки рисуют два крута, это дома. Один на играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пят-нашка коснется кого-то из игроков рукой, тот становится пятнашкой.

Свободные игры детей

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : сбор семян, перекопка земли.

Стар. и подгот. группа: сбор семян.

Осень

Прогулка №9

1. Наблюдение за почвой

Наблюдение за цветом, структурой, состоянием почвы.

Обратите внимание детей на следы, которые остаются после дождя на земле: в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЧВОЙ

Наблюдайте за состоянием почвы в зависимости от погоды.

В НАЧАЛЕ ОСЕНИ — потрогайте почву рукой, объясните детям, что она рассыпается, теплая, так как ее нагрело солнце, светло-коричневого цвета.

В СЕРЕДИНЕ ОСЕНИ — посмотрите на землю в дождливую погоду — она стала темной, уплотненной, мокрой, липкой, холодной. (Дети обследуют почву кончиками пальцев.)

В КОНЦЕ ОСЕНИ — понаблюдайте, как земля покрывается белым нале-том — это иней. От солнца он тает. Изменяется и почва — становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Скоро почва покроется снегом.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

Грелся я на солнышке

И играл в песочнице,

Слушал тети песенки,

Собирал цветочки.

Стар. и подгот. группа:

Радость — если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

(И. Токмакова)

3. Дидактическая игра

Стар. и подгот. группа:

Возьмите на прогулку три стеклянные баночки. Предложите насылать в одну из них песчаную землю, а в другую — глинистую. Налейте воды, размешайте и посмотрите, что будет. Песок скоро осядет, а глина будет находиться в воде в виде мути.

Дети наглядно узнают, что песок пропускает воду, а глина задерживает. После этого посмотрите, какой цвет земли в огороде. Сравните ее с песчаной и глиняной почвой. В третью баночку положите огородную землю. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Объясните, что это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа : «Пчелки и ласточки»

Играющие — пчелы летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.

По окончании песни ласточка говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает».

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Стар. и подгот. группа: белорусские нар. игра - «У Мазаля»

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

— Здравствуй, дедушка Мазаль

—С длинной белой бородой,

С карими глазами, С белыми усами!

— Здравствуйте, детки!

Где вы были?

Что делали?

— Где мы были, вам не скажем,

А что делали — покажем!

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их. Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Свободные игры детей

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : сбор семян, перекопка земли.

Стар. и подгот. группа: сбор семян.

Осень

Прогулка №10

1. Наблюдение за животным миром

На прогулке вам могут встретиться домашние животные: кошки, собаки, лошади. Обратите внимание детей на то, что у многих животных шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животные покрываются более густой шерстью, она теплее. Дети вспоминают, что у некоторых диких животных меняется даже цвет шерсти — она становится светлее, например, у зайца, белки.

Расскажите о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Расскажите, что медведь осенью отъедается, накапливая жир, который будет его согревать, питать всю зиму во время зимней спячки в берлоге. Сейчас медведь ест овес, мед, желуди. Еж готовит себе постель на зиму из листьев, соломы, мха. Волк и лиса зимой спать не будут, поэтому запасов не делают.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: А. Шибицкой «Листики»

Праздник осенью в лесу —

И светло, и весело.

Вот какие украшения

Осень здесь развесила.

Стар. и подгот. группа:

Праздник осенью в лесу —

И светло, и весело.

Вот какие украшения

Осень здесь развесила.

Каждый листик золотой —

Маленькое солнышко.

Соберу в корзину я,

Положу на донышко.

Берегу я листики.

Осень продолжается.

Долго дома у

Праздник не кончается.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Найди маму у животных» (использовать фланелеграф).

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа: «Звонари»

Дети становятся в круг. На середину выходят двое ребят: один с колокольчиком — «звонарь», а другой с завязанными глазами — «жмурка».

«Звонарь» приговаривает: «Дим-дон, дим-дон, (отгадай, откуда звон», увертывается от «жмурки», который по звуку колокольчика пытается поймать его.

Стар. и подгот. группа: «Горелки»

Играющие встают парами друг за другом, впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — «горелка». Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Стой подоле, гляди на поле, Едут там трубачи да едят калачи. Погляди на небо: звезды горят, Журавли кричат: — «Гу, гу, убегу!» Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь «горит». Игра повторяется.

Пескотерапия и игры на песке

5. Труд

Млад., сред., стар., подгот. группы: сбор семян, полив игр. лейками.

Осень

Прогулка №11

1. Аутогенная тренировка

Воспитатель предлагает детям встать вокруг березы, поднять руки вверх, почувствовать в кончиках пальцев легкое покалывание и, обращаясь к солнцу, к небу, произнести такие слова: «Небо, солнце, природа, дайте мне здоровья и моим близким. Земля-матушка, возьми наши болезни». Закрыв глаза и как бы описав в воздухе круг руками, положить на живот — ниже пупка на три пальца — левую руку на правую руку. Представить, что вокруг них сказочный серебряный лес или яркое цветущее поле (луг). Стоять 2—3 мин. Сделав глубокий вдох ртом, проглотить этот воздух. Повторить три раза.

У детей закрыты глаза. Воспитатель предлагает им представить красивую, спокойную картину с яркими красками (летний лес, луг, поющие птицы, голубое небо, ласковое солнце и т. д.). Затем дети открывают глаза. Они должны почувствовать себя бодрыми, ощутить прилив сил и эмоциональный подъем.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: А. Шибицкой «Листики»

Праздник осенью в лесу —

И светло, и весело.

Вот какие украшения

Осень здесь развесила.

Стар. и подгот. группа:

Праздник осенью в лесу —

И светло, и весело.

Вот какие украшения

Осень здесь развесила.

Каждый листик золотой —

Маленькое солнышко.

Соберу в корзину я,

Положу на донышко.

Берегу я листики.

Осень продолжается.

Долго дома у

Праздник не кончается.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Что это за деревья?»

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа : «Жмурки с колокольчиком» (усложненный вариант)

Описание игры. Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей — жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удастся поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются.

Указания к проведению. Для этой игры нужно ограничить место, так как на большом пространстве малышам трудно ловить детей, особенно с завязанными глазами.

Стар. и подгот. группа: «Пятнашки с домом»

По краям площадки рисуют два крута, это дома. Один на играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пят-нашка коснется кого-то из игроков рукой, тот становится пятнашкой.

Свободные игры детей

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : уборка территории.

Стар. и подгот. группа: уборка территории от крупного сора.

Осень

Прогулка №12

1. Наблюдение за цветущими растениями

Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих, помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, учить детей любоваться красотой цветущих растений, бережно к ним относиться.

Младший возраст. Программное содержание. Выявить представления детей о растениях, познакомить с названиями осенних цветов. Закрепить в речи детей цвета листьев и цветков, продолжать воспитывать бережное отношение к посадкам, учить выделять красивое.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите вокруг и скажите, красиво ли на нашем участке?

Почему ты думаешь, что красиво?

Что тебе нравится? Что создает красоту на нашем участке?

Так что мы можем сказать про цветы? Они украшают участок, они красивы.

Найдите и покажите те цветущие растения, которые мы сажали вместе с вами. Ноготки, космея. Как мы их сажали? Семенами.

Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой. Дети стоят, любуются.

Что бы ты хотел сказать, глядя на эти красивые цветы?

Давайте понюхаем их.

Какие цветущие растения растут у нас на фитоогороде?

Послушайте, какие строки написаны про ромашку аптечную:

Как будто солнца луч пророс

За городским овражком,

Сияют капельками рос

Старинные ромашки.

Что вы знаете про это растение, какое оно? Лекарственное, полезное.

Да, ромашку за ее пользу в народе зовут сестрой милосердия.

Что вы можете сказать, про фиалку полевую или трехцветную? Лекарственное растение, используется при диатезах, как отхаркивающее средство.

На какое садовое растение оно похоже? На анютины глазки.

2. Художественное слово

Млад. и сред. гр. : Шорыгина Т. А.

Глазок золотой,

Умытый росой,

В небо синее глядит

И за солнышком следит!

Стар. и подгот. гр. : А. Бунин

Скромна, но мила и красива

Трехцветная в поле фиалка.

С пчелами трудолюбивыми

Солнцу открытая жаркому,

А в городах на газонах

Одетые, словно в сказке,

Дочки ее законные

Цветут - анютины глазки.

Приятно ли вам, когда вокруг вас красиво?

Кто сделал эту красоту? Мы сами.

Надо ли беречь красоту? Как?

Что произойдет с цветущим растением, если его сорвать? Без воды оно завянет, в воде постоит и завянет.

Давайте мы срежем несколько цветов, поставим их в группе в вазу и понаблюдаем, где дольше сохранится цветок: на клумбе или в вазе.

Теперь посмотрите и скажите, есть ли еще цветущие растения на нашем участке? Найдите их. Как они называются? Золотые шары.

Сажали ли мы их? Кто их сажал? Выросли сами.

Да, ребята, золотые шары выросли сами. Эти растения - многолетние и называют их так из-за того, что посадив однажды корень этого растения, оно будет расти само.

Нравятся ли вам золотые шары? Давайте полюбуемся ими.

Есть ли еще цветущие растения на нашем участке? Флоксы.

Флоксы, так же как и золотые шары, растут из года в год сами. Значит, какие это растения? Многолетние.

Давайте полюбуемся и их красотой.

Правильно, флоксы и золотые шары — многолетние растения, а вот ноготки и космея живут всего один год. Значит, это какие растения? Однолетние.

Ребята, все эти растения сажает человек на цветниках, клумбе, поэтому еще их называют культурными растениями.

Есть ли еще растения, которые растут сами, где попало, их не сажает человек, как они называются? Дикорастущие.

Давайте поищем с вами, есть ли у нас среди дикорастущих растения, которые цветут сейчас в сентябре? Подорожник, пижма, лопух.

Да, ребята, среди дикорастущих растений осенью мало цветущих, так как цветут они в основном весной и летом, а осенью у них уже созревают семена.

Задание: Понаблюдать за срезанными цветами: какие цветы дольше будут жить: в вазе или на клумбе.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Магазин цветов»

Можно рассмотреть с детьми еще растущие на клумбе цветы, обратить внимание на то, как красивы астры, бархатцы, какого они цвета. Используйте игровые приемы, упражнения типа «Найдите и покажите красные цветы. Найдите на клумбе цветы такого же цвета»; «Покажите, где у нас растут бархатцы» и др.

4. Подвижная игра по выбору ребят

5. Труд

Млад., сред., стар., подгот. группы: сбор семян, полив игр. лейками.

Осень

Прогулка №13

1. Наблюдение за цветущими растениями. Какие они цветущие растения. Их строение.

Цель: Закреплять знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям

Воспитатель :

Отгадайте мою загадку:

Нарядные сестры

весь день гостей встречают,

медом угощают.

Цветы

Почему ты думаешь, что это цветы? '

Давайте найдем этих красивых сестренок на нашем участке. Полюбуйтесь их красотой. Вспомните их название.

Сколько лет живет космея и ноготки? Один год.

Если растение живет один год, значит оно какое? Однолетнее.

Есть ли у нас многолетние растения, какие?

Да, на нашем участке растет и цветет много цветущих растений. Чем они похожи, что есть у них общего?

Одинаковый ли стебель у ноготков и космеи? Какие они по высоте, толщине? Покажите какая космея по высоте, а какие ноготки. Дети руками показывают.

Ребята, а что происходит со стебельком во время ветра, давайте посмотрим? Он качается. Почему он качается? Он тоненький, хрупкий.

Да такой стебелек очень легко сорвать, помять, так как растение беззащитно, оно не может постоять за себя. И мы должны об этом помнить.

Что произойдет с растением, если его сорвать? Погибнет, завянет.

Вспомните, какое растение дольше жило: которое мы срезали в прошлый раз или которое осталось расти в земле?

Так для чего же нужен стебель растению? Проводить питательные вещества из земли к цветку.

Что есть на стебле? Листья. Зачем они нужны растению? Поглощают свет.

Какие они у наших растений?

Как они расположены? Покажите.

Как вы думаете, почему они так расположены? Удобнее поглощать свет.

Что у растения есть в земле? Корень.

Зачем растению нужен корень? Поглощает питательные вещества из земли.

Будет ли растение расти без корня? У всех ли растений есть корень?

Что украшает растение? Цветок.

Посмотрите на цветы космеи и ноготков, какие, они? Что про них можно сказать?

Для чего нужны цветы растению? Для красоты, для семян.

Есть ли семена у наших растений? Какие они?

Для чего нужны семена? Чтобы выросло новое растение.

Из чего вырастает цветок? Из бутона.

Послушайте, какая есть загадка про бутон:

Был тугим он кулачком,

А разжался - стал цветком.

Покажите мне, как раскрываются бутоны у цветка.

Давайте найдем бутоны. Почему их нет или мало? Бутонов мало, цветы уже заканчивают цвести, много бутонов бывает весной.

Кто больше вы или цветы? Кто сильнее? Могут ли цветы дать сдачи? Так давайте же беречь наши цветы, а с ними и наш дом, в котором мы живем, нашу Землю. Пусть красота будет всегда рядом с нами.

Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветы, Если я и ты, и мы, Если все сорвем цветы, То не будет красоты.

2. Художественное слово

Млад. и сред. группа : «Ромашка»

Шел я лугом по тропинке.

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Стар. и подгот. группа:

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал —

Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

3. Дидактическая игра

Млад. и сред. группа : «Угадай цветок по рисунку»

Стар. и подгот. группа: «Угадай, о каком цветке идет речь»

4. Подвижнае игры

5. Труд

Млад. и сред. группа : наблюдение за работой воспитателя : сбор семян цветущих растений

Осень

Прогулка №14

1. Наблюдение за цветущими растениями. Наблюдение за сбором семян цветущих растений.

Цель: Учить детей правильно собирать семена.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, что красивое есть вокруг нас?

Чем красивы цветущие растения? Своими цветами.

Вспомните и назовите растения, которые цветут на нашем цветнике? Что общего есть у растений?

Чем растения отличаются друг от друга? Высотой и толщиной стебля, формой и размером листьев, окраской и формой цветка, семенами.

Для чего растению нужны цветы?

Для чего нужны семена? Чтобы выросло новое растение.

Расскажите, какие семена у космеи? На что они похожи?

Какие семена у ноготков или календулы?

Как вы думаете, почему растение называют — ноготки?

Посмотрите, сколько семян есть на одном растении? Много.

Кто знает, сколько растений вырастает из одного семени?

Что надо сделать, чтобы выросло такое красивое цветущие растение?

Где взять семена?

Давайте и мы с вами соберем семена этих растений, для того чтобы на следующий год их посадить и любоваться красивыми растениями, которые из них вырастут на этих клумбах. Собирать вы их будете правой рукой в пакетики. Отдельно собираем семена ноготков и семена космеи. Договоритесь, кто какие семена будет собирать. Дети собирают семена.

2. Художественное слово

Млад. и сред. группа : «Солнце» Г. Бойко

Tуча прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое, доброе, лучистое,

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Стар. и подгот. группа: В. Мирович

Все деревья

Облетели,

Зеленеют

Только ели,

Стали голыми

Леса,

Днем и ночью

Дождик льет,

Грязь и лужи

У ворот.

3. Дидактическая игра

Млад. и сред. группа : «Угадай цветок по рисунку»

Стар. и подгот. группа: «Хорошо запомнил ты, как называются цветы?»

Цветы полевые просты,

Но мед в них запрятан душистый.

Мы любим простые цветы,

Что выросли в зелени чистой.

Мы лютик сорвем золотой

И розовый клевер медовый,

Мы в зелени леса густой

Найдем колокольчик лиловый.

В просторных лугах наберем

Охапки росистых ромашек.

С цветами домой мы пойдем,

Поставим их в комнате нашей.

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа: «Гуси»

Описание игры. На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята.

Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

— Гуси, вы гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Вы серые гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Где, гуси, бывали?

— Га-га-га, га-га-га!

— Кого, гуси, видали?

— Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга — в логово.

Стар. и подгот. группа: «Ловишка в кругу»

Описание игры. На площадке чертят большой крут. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Диаметр круга от 3 м и более, в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них — ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.

Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.

5. Труд: сбор семян

Осень

Прогулка №15

1. Нужно ли собирать семена дикорастущих растений.

Цель: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян — как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку.

Воспитатель :

Ребята, вспомните, семена каких растений мы с вами собирали?

Для чего мы собирали семена? Зачем они нам нужны?

Где растут ноготки и космея? Какие ато растения, если за ними ухаживает человек, сажает их? Культурные.

Есть ли другие растения на нашем участке? Какие, давайте посмотрим?

Кто их сажал? Никто, сами выросли. Какие это растения? Дикие.

Что есть у растений? Какие части растений вы видите у них?

Нужны ли эти растения человеку? Приносят ли они ему пользу? Какую?

Ребята, а собирают ли люди семена этих растений, чтобы сажать на следующий год?

Как же эти растения вырастают? Тут наверное есть какой-то секрет. Давайте посмотрим на их семена, какие они у них?

Что это за растение с большими, широкими листьями, с корзинкой семян — репейником? Лопух. Давайте рассмотрим его семена. Возьмем их в руку, какие они? Если мы поднесем к одежде, что произойдет? Они зацепятся за одежду. Вот так, цепляясь за одежду и шерсть животных, семена распространяются и расселяются по земле. Даже есть такая поговорка: «Привязался как репей».

Худож. слово. Найдите растение, о котором говорится в той загадке:

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк.

Потух и превратился в пух.

С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты.

Одуванчик

Что за парашютики есть у одуванчика? Это семена. Как они расселяются? Летят по воздуху. Про одуванчик говорят, что он хитрованчик — протянешь руку к милому пушистому одуванчику, а его и след простыл.

Сейчас, осенью, есть ли у одуванчика эти пушистые шарики? Нет, он уже отцвел, он зацветает весной одним из первых.

У какого растения бывают такие же пушистые шарики как у одуванчика? Мать-и-мачеха.

Вспомните, что первым появляются у мать-и-мачехи: цветок или листья?

Да и одуванчик, и мать-и-мачеха уже отцвели, уже разлетелись по воздуху их семена.

Найдите семена у подорожника. Где они у него? В метелке. Когда семена созревают, они рассыпаются сами в разные стороны. Где чаще всего можно встретить подорожник? У дорог. Об этом растении написаны вот такие строки:

С названьем простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок — подорожник

Растет у российских дорог.

Крошечные семена подорожника, прилепившись к одежде и обуви человека, путешествуют вместе с ним. И, упав где-то, прорастают. Это растение давно привыкло путешествовать по свету. И назвали его - след. И никогда не причиняло оно людям зла, наоборот — помогало им.

Встряхнет подорожник свои семена, и лежат они - ждут. Человек пройдет - к подошве пристанут, зверь пробежит - к копытам прилепятся. Птицы тоже семена разносят, ветер их развеет, дождь не смоет, мороз не убьет. А по весне новые растения из них проклюнутся.

Что это за растение? «Сама холодна, а людей жжет». Крапива. Чем интересно это растение? Стебли и листики покрыты большим количеством жгучих волосков. Посмотрите и скажите, какие у нее цветы? Мелкие цветки крапивы собраны в ветвистые колоски. Какие у нее плоды? Очень мелкие орешки желтовато-серого цвета. Да, крапива может постоять сама за себя. Не нужно собирать ее плоды да сажать их. Она сама о себе позаботится.

Все дикорастущие травы удивительно стойкие и живучие растения, им нет дела до человека. Сорняки вырастают сами. Мы сказали, что человек не собирает семена дикорастущих растений для того, чтобы их сажать. Они расселяются и вырастают сами. Но мы ведь с вами собирали семена дикорастущих растений, для чего? Для подкормки птиц.

Семена каких растений мы собирали? Подорожник, лопух, череда.

Значит, дикорастущие растения полезны и необходимы для птиц, а приносят ли пользу они человеку? Какую?

Так стоит ли напрасно уничтожать дикие растения, сорняки, если они не мешают челонеку?

Помните, что зеленые рас гения — наши друзья. Они украшают нашу землю. Давайте их беречь!

Послушать в группе аудиокассеты В. Зотова «Лесная азбука» : «Череда», «Пижма», «Зверобои».

Дома, расскажите родителям о культурных и дикорастущих

растениях. Нарисуйте вместе с ними те, которые растут около вашего дома.

Осень

Прогулка №16

1. Наблюдение за лекарственными растениями, окружающими нас

Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, рассказать. Воспитывать бережное отношение к травам.

Воспитатель :

Я не степью хожу

Я хожу по аптеке

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Про какую аптеку говорится в этих строках?

Давайте и мы посмотрим, а есть ли на нашем участке такие травы.

Я сейчас загадаю загадку, а вы найдите отгадку в нашей

аптеке:

Лег пластом у дороги

Разметал руки, ноги.

Его бью сапогом.

Его бью колесом.

Ему все нипочем.

Хоть ударь кирпичом.

Подорожник

Посмотрите на подорожник и расскажите, какой он, опишите его?

Кто из вас хоть однажды лечился этим замечательным растением? Что вы им лечили?

Да, им лечат раны и ожоги, ушибы, прикладывают при укусах насекомых. Молодые листья используют в салатах как витаминную зелень, добавляют в супы.

Кто любит семена подорожника, кого мы ими угощаем? Птиц.

Что это за растение:

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

Ландыш

Кто знает, где растет ландыш?

Растет ли ландыш у нас в детском саду? Где? Давайте пойдем и поищем его?

Расскажите о ландыше, какой он?

Будете ли вы рвать ландыши? Почему нет? Занесен в Красную книгу.

Знаете ли вы, от каких болезней помогает этот цветок? Лечит сердце.

Теперь поговорим о другом растении. Все части этого растения ядовиты. Его нельзя употреблять в пищу. А вот животные (олень, лиса) едят ягоды этого растения без всякого для себя вреда.

А что это за растение? Одуванчик.

Кто может загадать про него загадку? Белым шариком пушистым, я красуюсь в поле чистом.

На какое растение похож одуванчик? Мать-и-мачеха.

Мать и мачеха тоже лекарственное растение, используется при кашле.

Найдите одуванчик и расскажите, какой он. Опишите его.

Что лечит одуванчик? Плохой аппетит.

Съедобен ли он? Кто ел одуванчик? В салате употребляют листья.

Каких животных уголка природы мы угощаем листьями одуванчика? Попугаи, черепаха, кролик, куры. То есть все животные охотно его едят.

Для чего мы даем одуванчик нашим животным? Это витаминный корм.

Как одуванчик расселяется по земле? Покружитесь как парашютики одуванчика.

Найдите растение этой загадки:

Стоит кудряшка — белая рубашка. Сердечко золотое, что это такое?

Ромашка

Посмотрите на ромашку и расскажите, какая она? Опишите ее.

Кто из вас лечился ромашкой? Что лечили? Кашель.

У нас в детском саду есть место, где растут разные лекарственные травы, которые мы с вами посадили, покажите мне его? Как это место называется? Фитоогород.

Назовите травы, которые здесь растут?

Для чего мы растим эти травы?

Как мы должны относиться к травам, которые растут вокруг нас? Не рвать без нужды, беречь окружающую нас природу.

2. Дидактическая игра

Млад. и сред. группа : «Угадай лекар. растение по рисунку»

Стар. и подгот. группа: вместе подготовить рисунок по теме «Растения — мои друзья»

3. Подвижная игра

Млад. и сред. группа: «Гуси»

Стар. и подгот. группа: «Горелки»

Играющие встают парами друг за другом, впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — «горелка». Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Стой подоле, гляди на поле, Едут там трубачи да едят калачи. Погляди на небо: звезды горят, Журавли кричат: — «Гу, гу, убегу!» Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь «горит». Игра повторяется.

5. Труд: сбор семян

Осень

Прогулка №17

1. Наблюдение за бабочками осенью

Низко-низко нависло серое осеннее небо. Холодный ветер гуляет сре-ди голых деревьев. Нелегкая жизнь ждет зимой птиц и лесных зверей. А каково в это время насекомым — крошечным существам с холодной кровью? Как переживают они зиму, спасаются от стужи?

Оказывается, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживает до зимы. Срок их жизни — один-два теплых месяца, иногда — день-другой.

Вот тихо сидит на травинке пестрый летний молытек. Почти месяц он кружился над цветами, пил медовый нектар. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки, стерли с них многоцветную пыльцу. Бабочка сидит неподвижно. Так умирают насекомые — тихо, спокойно, словно погружаясь в глубокий сон. Пройдет день-другой, и высохшее тельце бабочки, словно осенний лист, упадет на землю. Вот и все.

Нет, далеко не все. Где-то в основании сухой веточки аккуратной кучкой отложены зеленые яички бабочки, каждое с булавочную головку. Им нипочем зимняя стужа. Под тончайшей крепкой скорлупой хранят они жизнь будущего поколения.

Многие из бабочек — крапивницы, траурницы и павлиний глаз — заберутся осенью глубоко в кучу сухих листьев или хвороста и там в глубоком сне переживают зиму.

2. Художественное слово

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: прослушивание и беседа по стихотворению

Я беззаботный мотылек,

Хоть я живу всего денек,

Но не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна!

В небесном голубом просторе

Купаюсь я, как будто в море,

Я не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна!

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна!

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок,

Я не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна!

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Угадай, что это за насекомое» (рисунки для малышей и загадки для стар. и подгот.)

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа : «Пастух и овцы»

Описание игры. Играющие выбирают пастуха и волка, а все ос-тальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противополож-ных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погуляй на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Стар. и подгот. группа: «Рыбаки и рыбки» (перепрыгивание через скакалку в кругу)

5. Труд

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: подметание веранды и территории.

Осень

Прогулка №18

(Мини цикл наблюдений - объемный материал, прогулка повторяется несколько раз за сезон)

ДЛИТЕЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БЕРЕЗОЙ

Сентябрь

Завершается лето. Чисто светло – голубое небо. Падает лист. В лесу, в парках, на бульварах стелется желтая дорожка. Ярки деревья. Красивы оранжевые и золотистые березовые рощи. Золотистые косы развесили березы. С печальным шелестом осыпаются березовые листочки. Первые приметы близкой осени — «золотые монетки» в тонких березовых прядях. Больные деревья скорее теряют листья, чем здоровые. Среди разноцветного, пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом, выглядят темно-синие ельники и сосняки. Осенний ковер слишком непривычно рябит в глазах.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А. Пушкин.)

Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Листопад — это яркое, незабываемое зрелище. Он идет по-разному не только у разных пород деревьев, но даже у одной породы. В городских скверах, парках листопад у березы проходит в более поздние сроки, чем в лесах. Молодые березы сбрасывают листья позже, чем более старые.

Провести наблюдения:

1. Когда у березы начинают желтеть листья?

2. Когда листья начинают опадать?

3. С чем можно сравнить начинающую желтеть березовую листву? (С зо-лотой девичьей косой, с золотыми монетками и т. п.)

4. Где быстрее опадают листья с березы — в лесу или в городских парках? Октябрь

Вслед за первыми заморозками начинается усиленный листопад. Осень делится на два периода: первый — от первых заморозков до конца листопада; второй — от конца листопада до начала зимы.

Первые заморозки — начало осени, начинается листопад. В начале октября заморозки бывают почти каждое утро. Начинается усиленный листопад.

В октябре листопад заканчивается. В лесу, в парках становится просторнее и светлее. Лес и после листопада красив — тихий, задумчивый и величавый.

1. Сделать зарисовки осенних листьев (береза, клен, дуб, липа).

2. Собрать листья березы, клена, липы, дуба, засушить их.

3. Провести дидактическую игру «С какого дерева этот лист».

Чтение воспитателем стихотворения «Осень» Е. Благининой.

Если встанешь на заре —

Крыши в сером серебре.

Длинно тень ложится.

Долго лист кружится.

Если выйдешь поутру —

Галки стынут на ветру.

Публикации по теме:

Прогулка по осеннему парку.Прогулка по осеннему парку. Наступила осень - самое красивое время года и мы с детьми решили отправиться в парк, чтобы полюбоваться ее красотой. Цель прогулки: расширить.

Прогулка в старшей группе. Тема: Ветер Прогулка в марте Наблюдение за ветром Оборудование: загадки о ветре, вертушки, палочки с ленточками, стрелка из картона (Флюгер) мелко нарезанная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Осень». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 21:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Осень». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)» (включая файлы) размещена пользователем Римма Бирюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД