Ирина Бойко
Новое питание в детских садах с 2021 года
▼ Скачать + Заказать документы
Организация питания в МБДОУ с начала 2021 года.
Меню в дошкольных учреждениях поменялось с начала 2021 года. На треть снижено потребление соли и сахара. На смену колбасе пришли субпродукты (печень, сердце, язык). Меню в детских садах пересмотрели с вводом новых санитарных правил.
Как часто мы, недооцениваем роль правильного питания, готовим пищу наспех, не придаем значения подбору продуктов и блюд, перекусываем только бутербродами, а потом сетуем на недомогание и болезни.
Публикация «Новое питание в детских садах с 2021 года» размещена в разделах
Особенно непростительно такое отношение к питанию ребенка. Именно в детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. На протяжении первых лет жизни формируется структура и совершенствуется функция нервной, костно-мышечной, сердечнососудистой, эндокринной и других жизненно важных систем. В связи с этим организм ребенка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах - источнике пластического материала и энергии.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения. Здоровое, сбалансированное питание необходимо каждому. В особенности это актуально для детей, чей рацион заслуживает особенного внимание. На что стоит обратить внимание? Давайте разберемся вместе.
Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми веществами, и особенно витаминами, минеральными солями и микроэлементами, - один из основных моментов предупреждения инфекционных заболеваний, так как состояние иммунитета определяется не столько количественной стороной питания, сколько его качеством и биологической ценностью. В наше время- время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание в детстве во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
Необходимо знать, как правильно питаться ребенку не только в семье, но и в детском дошкольном учреждении. Главная цель деятельности в области организации питания в ДОУ – обеспечить соответствие пищевой ценности рациона физиологическим потребностям детского организма. Принимая во внимание анализ заболеваемости детей дошкольного возраста, можно заключить, что рацион ребенка вне детского сада весьма однообразен и мало полезен для его здоровья. Одна из таких причин - отсутствие соответствующих знаний у родителей, а также острый дефицит времени, постоянно испытываемый взрослыми. За неимением возможности приготовить полноценную еду ребенку предлагают фастфуд, пельмени, макароны, сосиски. Причем нерациональное, несбалансированное питание детей - проблема семей не, только малообеспеченных, но и с высоким уровнем дохода, т. к. в таких семьях довольно часто представления о том, что нужно ребенку, деформированы.
Следующая проблема – формирование правильного отношения к пище у детей. Приходится преодолевать привычку есть соленое, жареное, жирное, копченое, острое, сладкое, сложившуюся во многих семьях. Гораздо проще приучить к правильному питанию малыша полутора- трех лет. Потому что четырехлетний ребенок уже подвержен действию стереотипа, у него сформирован характер, свое мнение.
При проведении опроса, детям задали вопрос: «Назовите особенное, любимое вами блюдо. Что бы вы хотели видеть у себя на праздничном столе?» И дети ответили: «Сосиски с макаронами». Получается, что у детей не развит еще и кругозор, потому что дома их кормят однотипно. В лучшем случае котлеты, картошка, в худшем – сосиски, макароны, пельмени. Следовательно, формирование правильного отношения к пище – одна из сложнейших задач в настоящее время.
Организация питания в ДОУ преследует две цели: накормить ребенка в соответствии с физиологическими потребностями его организма и сформировать у него правильный стереотип пищевого поведения. Он должен научиться любить полезное, потому что с собой бороться невозможно. Единственный способ долго и полноценно жить – это любить то, что тебе полезно. А это закладывается в детстве. Начинать с детей правильнее и легче, потому что проникновение правильной идеологии питания в семье идет через детей.
Другое важное условие - полезный продукт должен быть вкусным и выглядеть аппетитно. Поэтому при создании новых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности нужно стремиться к тому, чтобы они были приятны и привычны детям. Малыши консервативны. Если они что-то привыкли есть, им нужно дать именно это. Новую еду они едят очень плохо, долго к ней привыкают. При поступлении детей в детский сад вновь малыши предпочтение отдают первому блюду. Запеканки, пудинги, овощное рагу воспринимаются как нечто незнакомое, чужеродное, неправильное. Но со временем детей в детском саду приучают ко многим блюдам, которые они не получают в семье, и они становятся для них любимыми.
В организации питании детей, посещающих дошкольные учреждения, очень большое значение имеет обеспечение преемственности между дошкольным учреждением и семьей ребенка. С этой целью родители должны получать необходимую информацию о том, как организованно питание в учреждении, иметь конкретные сведения о составе питания, которое ребенок получил в течение дня. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают дневное меню для родителей. При составлении детского рациона на выходные, праздничные дни, на время отпуска лучше ориентироваться на тот набор продуктов, который предусмотрен для детей в дошкольных учреждениях.
При приготовлении пищи для дошкольников, всегда придерживайтесь трех простых правил: следите за режимом питания ребенка, готовьте сбалансированные блюда с достаточным количеством энергетической ценности. Проявляйте фантазию, ведь еда должна быть вкусной и разнообразной. При этом важно, чтобы большую часть рациона (не меньше) составляла горячая пища. Правильным считается режим, в котором предусмотрено пятиразовое питание : завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Желательно продумывать меню таким образом, чтобы 25% суточной нормы калорийности припадало на завтраки, 40% - на обед, 15%- на полдник и 20% - на ужин. Прежде всего питание дошкольника должно быть безопасным. Лучше всего взять себе за правило пробовать детскую еду перед подачей ребенку. Часто бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается от приема пищи, есть какие-то продукты. В этом случае нужно поговорить с ребенком, выяснить причину отказа. Можно и нужно немного схитрить, изменить рецепт, ни в коем случае нельзя ругать ребенка или запугивать - это не поможет и лишь спровоцирует неприязнь к еде. В завершении напомню одну простую истину: чтобы не готовить еду для ребенка отдельно, приучите себя и своих близких употреблять здоровую и рациональную пищу.