МААМ-картинки

Нормы развития речи детей дошкольного возраста и основные направления коррекционной работы

Елена Ларенцева
Нормы развития речи детей дошкольного возраста и основные направления коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы

Первая младшая группа (период от 2-х до 3-х лет)

Словарь: Идёт быстрое накопление словарного запаса у детей. Объём словаря 250-300 слов. Он знакомиться с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщённое значение слов развита недостаточно.

Публикация «Нормы развития речи детей дошкольного возраста и основные направления коррекционной работы» размещена в разделах

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребёнком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но всё же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги, а при стечении согласных один звук (тул-стул); вставляют лишние звуки в слова и т. д.

Грамматический строй: Ребёнок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями (мосьно?-можно) так и предложениями из нескольких слов.

Однако речь детей ещё очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных (куда папа пошла?-куда папа пошёл, числе и падеже (вот лубасек-вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги (Миса сидит кусит-Миша сидит и кушает).

Звукопроизношение: О произносительной стороне речи ребёнка можно судить лишь тогда, когда у него накопиться значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает губные звуки (п,пь,б,бь,м,мь, губнозубные (ф,фь,в,вь,переднеязычные (т,ть,д,дь,н,нь,сь,ль,заднеязычные (к,кь,г,гь,х,хь). Свистящие звуки, шипящие и сонорные он обычно или пропускает, или заменяет.

Для улучшения произносительной стороны речи у детей 2-х, 3-х лет, овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. С этой целью используют специальные игры и упражнения. Особенно большое значение имеет развитие слухового внимания, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи.

Вторая младшая группа (период от 3-х до 4-х лет).

Словарь: У детей непрерывно идёт процесс увеличения словаря - как активного, так и пассивного. Запас слов увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точное значение.

У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов (сипед – велосипед); перестановки звуков в слове (певрый - первый);пропуски согласных звуков при их стечении (босой мальчик – большой мальчик).

Грамматический строй: Дети чаще говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребёнка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи : неправильный порядок слов в предложении, ошибки в согласовании слов в предложении (один колесо, у меня много подругов).

Звукопроизношение: Произношение детей этого возраста характеризуется рядом особенностей.

1) Согласные произносятся смягчённо (лёзецька-ложечка).

2) Свистящие звуки произносятся недостаточно чётко, пропускаются, заменяются.

3) Шипящие звуки произносятся недостаточно чётко, пропускаются.

4) Звуки Л и Р пропускаются, заменяются.

У большинства детей этой возрастной группы встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят не постоянный, а временный характер. Они обусловлены тем, что у ребёнка этого возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребёнка ещё недостаточно чётки и согласованы, звуки не всегда точно различаются на слух. Поэтому большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.

Во время игр и занятий необходимо обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздражённо, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса. Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть ими. Поэтому, начиная с трёх лет, у детей тренируют основные движения губ, языка, нижней челюсти.

Средняя группа (период от 4-х до 5-ти лет)

Словарь: Активный словарь ребёнка к этому возрасту достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапнул). Взрослые учат детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учат правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Грамматический строй: Дети пользуются усложнённой и распространённой фразой. Речь становится более связной и последовательной. Нужно учить детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение: В этом возрасте у детей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

- Исчезает смягчённое произношение согласных;

- Многие звуки произносятся более правильно и чётко;

- Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д;

- Исчезает замена шипящих звуков свистящими;

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно чётко; не все дети умеют произносить звуки Р и Л.

Проводится работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая внимание на основные признаки фонем.

Продолжается работа по развитию речевого дыхания : на одном выдохе произносят фразу из четырёх-пяти слов.

Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.

Развивают мелодико-интонационную сторону речи.

Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка.

Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение шипящих звуков.

Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков.

Старшая группа (период от 5-ти до 6-ти лет)

Словарь: Запас слов увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребёнка, как правило не встречаются перестановки, пропуски слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор).

Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространённых, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.

Звукопроизношение: Ребёнок способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки в своей речи. В этом возрасте дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако ещё встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся чётко; Р заменяется на Л или Й; Л заменяется на ЛЬ. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.

В старшей группе ведётся работа по совершенствованию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слуха, речевого дыхания, звукопроизношения.

Всё большее внимание произносительной стороне речи уделяется не только на специальных занятиях по звуковой культуре речи, но и на всех занятиях по родному языку. Обучая пересказу, разучивая с детьми стихотворения, педагог обращает внимание на слитную, плавную речь ребёнка, которая достигается с помощью интонационных средств: повышения и понижения голоса во фразе, изменения темпа речи, пауз между речевыми отрезками, изменения звуковой окраски голоса, вследствие чего речь приобретает различные эмоционально-экспрессивные оттенки (грустный, весёлый и др.).

На данном этапе продолжается работа по развитию фонематического слуха: дети учатся различать звонкие и глухие звуки, твёрдые и мягкие. Обычно к пяти годам многие правильно произносят все звуки родного языка. Однако работа по усвоению фонематической системы русского языка продолжается. Отрабатываются следующие звуки: Й,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,ЛЬ,Р,РЬ-и йотированные, то есть гласные, имеющие перед собой звук Й:Я,Е,Ё,Ю.

Подготовительная к школе группа (период от 6-ти до 7-ми лет)

Словарь: Запас слов увеличивается до 3000-3500. Несмотря на большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарём, неточным употреблением слов.

Необходимо расширять запас слов. Важно, чтобы ребёнок сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет ни заря и др., чтобы он умел употреблять образные слова и выражения. Дети учатся быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова (электричество, аквариум, милиционер и др.).

Грамматический строй: К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам (У меня нет перчатков). Задача воспитателя –научить детей ясно выражать свои мысли; согласовывать слова в предложении; полно и правильно строить предложения при рассказывании и пересказе; правильно пользоваться союзами и союзными словами.

Звукопроизношение: В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребёнок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове.

В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи; они нуждаются в специальной помощи логопеда. В процессе работы, используя индивидуальный подход, помощь родителей, необходимо всех детей научить правильно произносить все звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки.

В подготовительной к школе группе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи. У детей отрабатывают чёткое произношение всех звуков в различных сочетаниях; большое внимание уделяют интонационной выразительности речи.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нормы развития речи детей дошкольного возраста и основные направления коррекционной работы
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 07:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нормы развития речи детей дошкольного возраста и основные направления коррекционной работы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ларенцева (УИ 709263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД