Вера Ташкина
Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе и детском саду. Формы воспитательной работы
Название модуля
Федеральная рабочая программа воспитания детей дошкольного возраста в условиях обновлённой образовательной программы
Базовые национальные ценности Формы воспитательной работы в рамках модуля
1. Семейные ценности:
- любовь уважение к родителям и членам семьи,
- забота о старших и младших.
- семейные традиции и обычаи - Семейные праздники и мероприятия: Организация мероприятий, посвящённых семейным праздникам (День семьи, Дедушек и бабушек).
- Проектные работы: Совместное создание семейных альбомов или проектов, отражающих семейные традиции.
Публикация «Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе и детском саду, Формы воспитательной работы» размещена в разделах
- Ролевые игры: Игры, моделирующие семейные ситуации, где дети учатся проявлять заботу и уважение.
2. Доброта и сострадание:
- Сопереживание и поддержка окружающих.
- готовность прийти на помощь. - Игры и упражнения на развитие эмпатии: Игры, где дети помогают друг другу и обсуждают свои чувства.
- Добрые дела: Организация акций помощи (например, помощь другим детям, создание подарков для нуждающихся).
- Рассказы и сказки: Использование литературных произведений, в которых затрагиваются темы доброты и сострадания.
3. Уважение к культуре и традициям:
- Знание и уважение культурного наследия
- Сохранение народных традиций и обычаев - Культурные мероприятия: Проведение праздников и фестивалей, отражающих народные традиции и обычаи.
- Творческие занятия: Рисование, лепка, создание поделок в народных стилях.
- Изучение традиций: Занятия, посвящённые традиционным праздникам, сказкам и песням.
4. Здоровье и физическая культура:
- Забота о собственном здоровье.
- Активный и здоровый образ жизни. - Физкультурные занятия: Регулярные физические упражнения и игры на свежем воздухе.
- Здоровый образ жизни: Обучение основам личной гигиены и здорового питания.
- Спортивные праздники: Проведение спортивных мероприятий и конкурсов.
5. Честность и справедливость:
- Принципы честности и справедливости в поведении
- Ответственное отношение к своим поступкам - Игры на развитие честности: Игры, где важно следовать правилам и честно оценивать свои действия.
- Обсуждение ситуаций: Обсуждение ситуаций, связанных с честностью и справедливостью, в кругу детей.
- Истории и сказки: Применение сюжетов, где главные герои демонстрируют честность и справедливость.
6. Патриотизм и уважение к Родине:
- Гордость за свою страну
- Уважение к её истории и символам - Патриотические праздники: Организация мероприятий, посвящённых важным событиям и символам страны.
- Изучение истории и традиций: Занятия, посвящённые истории Родины и её культурному наследию.
- Проектные работы: Создание проектов, отражающих патриотические темы и историю страны.
Вывод: Эти базовые национальные ценности и формы воспитательной работы помогут создать всестороннюю образовательную среду, способствующую гармоничному развитию детей дошкольного возраста и формированию у них основных нравственных ориентиров.
Формы работы по Федеральная рабочая программа воспитания детей дошкольного возраста в условиях обновлённой образовательной программы
Федеральная рабочая программа воспитания детей дошкольного возраста в условиях обновлённой образовательной программы предполагает использование разнообразных форм работы для достижения воспитательных и образовательных целей. В рамках этой программы выделяются несколько ключевых форм работы:
1. Игровая деятельность
• Ролевые игры: Игры, в которых дети исполняют различные социальные роли, развивая социальные навыки и воображение. (старший дошкольный возраст)
• Игры с правилами: Игры, способствующие формированию чувства ответственности и способности следовать установленным правилам. (старший дошкольный возраст)
• Дидактические игры: Игры, направленные на развитие когнитивных навыков, таких как внимание, память, логическое мышление.
2. Музыкально-ритмическая деятельность
• Музыкальные занятия: Включают пение, прослушивание музыки, создание музыки с помощью простых инструментов.
• Ритмические упражнения: Упражнения, сочетающие музыку и движения, которые помогают детям развивать чувство ритма и координацию.
• Танцевальная деятельность: Включает элементы танца и движения под музыку, что способствует развитию музыкального слуха и моторики.
3. Художественно-творческая деятельность
• Изобразительное искусство: Рисование, лепка, аппликация, которые способствуют развитию мелкой моторики и креативного мышления.
• Творческие проекты: Совместные проекты, такие как создание коллективных рисунков или конструкций, развивающие сотрудничество и командную работу.
4. Познавательно-исследовательская деятельность
• Экспериментирование: Простые научные эксперименты, которые способствуют развитию любознательности и исследовательских навыков.
• Исследовательские проекты: Тематические проекты, направленные на изучение окружающего мира, таких как исследование растений или животных.
5. Физическая активность
• Двигательные игры: Активные игры, которые помогают развивать физические навыки, координацию и общую физическую подготовку.
• Физкультурные занятия: Упражнения и игры, направленные на развитие силы, гибкости и выносливости.
6. Социально-коммуникативная деятельность
• Организация совместной деятельности: Включение детей в групповые проекты и задачи, которые развивают навыки взаимодействия и сотрудничества.
• Дискуссии и беседы: Обсуждение различных тем, что способствует развитию навыков общения и критического мышления.
7. Детские праздники и мероприятия
• Тематические праздники: Организация праздников по поводу различных событий и праздников, способствующих социальному взаимодействию и культурному развитию.
• Выставки и концерты: Проведение выставок детских работ и музыкальных концертов для развития уверенности в себе и гордости за свои достижения.
8. Родительское сотрудничество
• Взаимодействие с родителями: Проведение консультаций, мастер-классов и совместных мероприятий, направленных на поддержание партнерства между детским садом и семьёй.
• Информирование и вовлечение: Регулярное информирование родителей о достижениях и потребностях детей, вовлечение их в процесс воспитания и обучения.
Эти формы работы помогают создавать развивающую и поддерживающую образовательную среду, способствующую всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
3. Представьте конспект одного из подобранных воспитательных мероприятий. Обязательно укажите список использованной литературы.
Конспект воспитательного мероприятия по Федеральной рабочей программе воспитания детей дошкольного возраста в условиях обновлённой образовательной программы
Тема: "Путешествие по планете Музыки и Движений"
Цель мероприятия:
Развивать у детей чувство ритма и музыкального слуха через интеграцию музыкальной и двигательной деятельности, способствовать эмоциональному и физическому развитию.
Задачи:
1. Развивающие:
o Формировать у детей чувство ритма и музыкальное восприятие.
o Развивать координацию движений и выразительность через танцевальные и ритмические упражнения.
2. Образовательные:
o Познакомить детей с различными музыкальными инструментами и ритмическими упражнениями.
o Научить детей взаимодействовать в группе, следовать ритму и выполнять простые танцевальные движения.
3. Воспитательные:
o Способствовать развитию командного взаимодействия и взаимопомощи.
o Воспитывать уверенность в себе через успешное выполнение музыкальных и двигательных заданий.
Оборудование:
• Музыкальные инструменты (бубен, маракасы, барабан).
• Проигрыватель и музыкальные записи с разными ритмами.
• Тканевые ленты, шарады и мягкие мячики для двигательных упражнений.
• Слайды с изображением различных музыкальных инструментов и сценок.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент (5 минут):
o Приветствие детей, знакомство с темой мероприятия.
o Краткое объяснение плана занятия.
2. Основная часть (30 минут):
o Введение в музыкальное путешествие (10 минут):
Прослушивание разных музыкальных отрывков (вальс, марш, быстрая и медленная музыка).
Обсуждение настроений и эмоций, которые вызывает музыка.
o Ритмическое упражнение "Музыкальные шаги" (10 минут):
Дети выполняют движения в соответствии с ритмом музыки (медленные и быстрые шаги, хлопки в ладоши).
Использование музыкальных инструментов для создания ритма (ударные и мелодические инструменты).
o Танцевальное упражнение "Танец с лентами" (10 минут):
Дети танцуют под музыку, используя тканевые ленты.
Выполнение заданий по координации движений (проводить ленты по кругу, волнообразные движения).
3. Заключительная часть (10 минут):
o Обсуждение результатов (5 минут):
Дети делятся впечатлениями о том, что им понравилось, что они узнали нового.
o Итоговая игра "Музыка и движение" (5 минут):
Дети выполняют простые движения и ритмические задания, предложенные педагогом, в завершение занятия.
4. Рефлексия и прощание (5 минут):
o Краткий итог занятия, похвала за активное участие.
o Прощание с детьми, обсуждение планов на следующий день.
Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - официальный сайт
2. Методические рекомендации по организации музыкального воспитания дошкольников - Институт изучения детства, семьи и воспитания (ИЗДСВ) - официальный сайт
3. Книги и пособия по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста:
o "Музыкальное воспитание дошкольников" / Сборник методических рекомендаций.
o "Игры и упражнения для развития ритма у детей дошкольного возраста" / Авторы: В. Ф. Тарасенко, Л. С. Павлова.
Этот конспект предполагает активное участие детей в музыкально-ритмической деятельности, способствует их всестороннему развитию и соответствует требованиям Федеральной рабочей программы воспитания.
Литература:
1. ФГОС ОО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
2. ФГОС ДО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=442993
3. Федеральная рабочая программа воспитания [Электронный ресурс].
4. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс].
5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010. — 223 с. [Электронный ресурс].
На сайте Института изучения детства, семьи и воспитания (ИЗДСВ) размещены федеральные рабочие программы воспитания, которые разделены по уровням образования. Вот перечень основных программ с названиями:
1. Для дошкольного образования (ДО)
• Федеральная рабочая программа воспитания в дошкольном образовательном учреждении
o Описание направлений воспитания и образования для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
• Федеральная рабочая программа воспитания детей дошкольного возраста в условиях обновлённой образовательной программы
o Модернизированный подход к воспитанию и обучению в дошкольных учреждениях.
2. Для общего образования (ОО)
• Федеральная рабочая программа воспитания для начальной школы
o Программа, охватывающая воспитание и образование для детей начальных классов, с акцентом на адаптацию и социализацию.
• Федеральная рабочая программа воспитания для основной школы
o Программа для учащихся средней школы, направленная на развитие личностных качеств и социальных навыков.
• Федеральная рабочая программа воспитания для старшей школы
o Программа для старшеклассников, фокусирующаяся на подготовке к взрослой жизни и профессиональному самоопределению.
Эти программы помогают создавать целостный образовательный процесс, обеспечивая структурированный подход к воспитанию и обучению на разных уровнях образования. Для получения доступа к полным текстам программ и дополнительной информации можно посетить официальный сайт Института изучения детства, семьи и воспитания.