Юлия Раздайбедина
Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды. План основных мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Указом Президента Российской Федерации 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды
В связи с этим в детском саду был разработан План основных мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды
№ Название мероприятия Дата проведения Место проведения Ответственные
1 Собрание трудового коллектива «Нормативно правовые основы охраны окружающей среды» Февраль МДОУ д/с №38 Заведующая
2 Выступление на заседании педагогического совета «Классификация загрязнений или ущерб от загрязнения окружающей среды» Март МДОУ д/с №38 Зам. заведующей по ВМР
Публикация «Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды, План основных мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды» размещена в разделах
3 Оформление информации, с последующим размещением в родительском уголке в каждой группе «Объекты охраны окружающей природной среды»
1. естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
2. земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
3. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Апрель МДОУ д/с №38 Воспитатели
4 Семинар с приглашением слушателей различных ведомств и структур Кольского района «Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды» Апрель МДОУ д/с №38 Заведующая
5 Общее родительское собрание «Защита растительного, животного мира и атмосферного воздуха» Май МДОУ д/с №38 Зам. заведующей по ВМР
6 Разработка агитационных и информационных буклетов, с последующим распространением среди населения п. Молочный «Влияние загрязнения окружающей среды на человека» Май п. Молочный Инспектор по охране прав детства, психолог
7 Доклад с мультимедийной презентацией «Аллергические заболевания – как индикатор загрязнения окружающей среды», с приглашением родителей, сотрудников библиотеки (выставка книг и периодических изданий) Сентябрь МДОУ д/с №38 Зам. заведующей по ВМР, старшая медсестра
8 Оформление выставочного стенда «Состояние здоровья населения.
Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни» Октябрь МДОУ д/с №38 Зам. заведующей по ВМР
9 Озеленение и уход за территорией детского сада Май, июнь МДОУ д/с №38 Начальник хоз. отдела
10 Работа с детьми В течение года МДОУ д/с №38 Зам. заведующей по ВМР
Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет.
Природоохранное законодательство России
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий :
1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.
3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.
4. Юридическая ответственность правонарушителей.
Вершиной системы экологического законодательства является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В ней отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Центральное место занимает статья 9, часть 1, где указано, что земля и природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу, а статья 9, часть 2 провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы.
Согласно ст. 72 Конституции РФ пользование, владение и распоряжение землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
Основой экологического законодательства является Закон об охране окружающей природной среды, принятый в декабре 1991 г. Закон, регулируя природоохранные отношения, ставит целью решение трё х задач: сохранение природной среды, предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. (Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I "Об охране окружающей природной среды"(с изменениями и доп. от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г. – 94 статьи)
Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1991 г., Основы законодательства РФ об охране здоровья (1993 г.).
В подсистему природоресурсного законодательства входят Земельный кодекс (1991 г., Закон РФ о недрах (1992 г., водный кодекс РФ (1995 г., Лесной кодекс РФ (1997 г., Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г., Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1980 г).
Ряд указов и распоряжений Президента РФ посвящёно экологическим проблемам. Среди них Указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
На основании указанных выше законов Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, являющиеся нормативно-правовыми актами. Например, Постановление Правительства РФ от 16.01.97 № 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ».
Природоохранные министерства и ведомства издают нормативные акты в пределах своей компетенции. Они обязательные для исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами, (например, Приказ Госкомэкологии РФ от 27.11.97 № 527 «О федеральном классификационном каталоге отходов»).
Большую роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды : нормы уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и т. д. Разновидностью правовых норм в области охраны окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации, её 17-я система. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Они имеют силу законов и являются научной основой для установления состава нарушений.
В перечень законодательных документов по охране природной среды входит система кадастров. Кадастр – перечень всех объектов того или иного вида ресурсов (водных, лесных, земельных). Так, например. Государственный земельный кадастр представляет собой перечень всех земельных угодий с полной характеристикой производительности, состояния, текущего использования. На основе кадастров строят перспективные планы развития конкретных отраслей.
Развитие общества создаёт новые экологические проблемы, поэтому развитие эколого-правовых норм является непрерывным процессом.
Экологическое мировоззрение, экологическая культура становятся защитно-приспособительным механизмом выживания человека и общества в масштабах планеты, страны, региона. Поэтому формирование основ экологической культуры посредством экологического образования и просвещения не может ограничиться только изучением предмета “Экология” в традиционных образовательных учреждениях (в соответствии с законодательством об образовании, оно всеохватно: все слои населения, все сферы жизни, все возрасты. Это должны понять, в особенности лица, принимающие решения, и, прежде всего, субъекты законодательной инициативы, руководители и специалисты органов исполнительной власти, чтобы регулирование этой жизненно важной сферы возвести в ранг государственной политики. Со вступлением в силу нового Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной Среды” будет введен в действие гуманитарный механизм обеспечения экологической безопасности страны и каждого ее гражданина. Экологическая культура - одно из главнейших направлений и основа Экологической доктрины Российской Федерации.
Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства
Заведующая МДОУ детский сад № 38: Ю. В. Раздайбедина