Приложение МААМ

Конспект НОД «Знакомство с филимоновской игрушкой»

Вера Галыкова
Конспект НОД «Знакомство с филимоновской игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

Тема: Знакомство с филимоновской игрушкой

Возрастная категория: старшая группа

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое

Речевое развитие: расширять представления детей о многообразии окружающего мира, обогащать речь детей, учить внимательно слушать рассказы.

Публикация «Конспект НОД „Знакомство с филимоновской игрушкой“» размещена в разделах

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; формировать интерес к народным промыслам; учить оценивать результат своей работы; развивать внимание, умение понимать поставленную задачу.

Познавательное развитие: развивать восприятие, совершенствовать глазомер, чувство цвета, знакомство с трудом людей творческих профессий.

Художественно-эстетическое развитие: формировать интерес к народному искусству, расширять представления детей о народном искусстве, углублять знания о филимоновской игрушке, учить лепить по типу народных игрушек.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Ребята, а вы любите играть в игрушки?

Дети:

-Любим!

Воспитатель:

-А какие игрушки у вас самые любимые?

Дети:

-Куклы, роботы, пазлы, конструкторы, Лего и т. д.

Воспитатель:

-А вы знаете ребята, что современные игрушки отличаются от тех игрушек, которые были в «старые времена»?

Дети:

-Нет!

Воспитатель:

-А хотите отправиться в «старые времена», и узнать какие игрушки были тогда, в эти самые «старые времена»?

Дети:

-Хотим!

Воспитатель:

-Тогда предлагаю всем сесть на «ковер-самолет», закрыть глаза и оправиться в путешествие в «старые времена», где мы узнаем одну из историй создания глиняных игрушек.

Звучит музыка, дети закрывают глаза и представляют, что летят на «ковре-самолете». Воспитатель включает презентацию.

Воспитатель:

-Итак, ребята, мы прибыли в «старые времена»…Усаживайтесь поудобнее, я начинаю рассказ…

-Древнейшие глиняные игрушки, которые были найдены археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко второму тысячелетию до Рождества Христова. Это были маленькие топорики, посуда, погремушки. Находили глиняные игрушки в раскопках 10-17 веков (Москва, Рязань, это были игрушки - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплялись из глины, потом их обжигали в печи, иногда украшали росписью и глазурью. Игрушечное производство в 17-18 веках достигло большой высоты. Только богатые семьи могли себе позволить заказывать и покупать дорогие игрушки, их покупали в царские семьи. Позднее, в 18-19 веках производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета и главными покупателями стали простые люди.

А теперь перенесемся в деревню Филимоново Тульской области, где начала свою историю филимоновская игрушка. А началась она 1000 лет назад. Кстати, есть легенда, которая гласит, что деревня была названа в честь деда Филимона, беглого каторжанина, который был игрушечником и гончаром. Есть археологические подтверждения того, что при раскопках под Тульской областью, были найдены глиняные черепки, и они представьте себе, имели символы и знаки, которые мы видим на сегодняшних филимоновских игрушках.

Игрушки в деревне Филимоново в основном лепили женщины, девочек начинали обучать этому искусству с семи лет. Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, они пользовались большим спросом на ярмарках. Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

люди; животные; птицы и композиции из нескольких фигур.

Внешний облик филимоновской игрушки определяется свойствами местной глины - синьки. Раньше глину заготовляли в зимнее время года. Выкапывали колодцы на глубину 2 метра и там добывали эту самую глину. А добывали её зимой, чтобы колодцы не обвалились. В современных условиях заготовки глины происходит уже по-другому. После того как из глины изготовили фигурки, их просушивали. Чрезмерно жирная глина быстро деформировалась и покрывалась мелкими трещинами, поэтому их приходилось постоянно разглаживать влажной рукой. Из-за этого фигурки становились утонченными, и слегка вытягивались, становясь слегка не пропорциональными, но удивительно изящными.

После обжига фигурок в печи, они становились белоснежными (свойства глины-синьки, и не требовали специального грунта. Нанести яркие краски с помощью кисти на фигурку не получится, для этого мастера используют гусиное перо. Для филимоновских игрушек характерен орнамент из цветных полосок и пятнышек. В основном используют желтый, красный, зеленый цвета. Лица фигурок остаются белыми. Эти игрушки, трудно спутать с какими либо другими игрушками.

Воспитатель:

-Ну что ребята, понравился вам рассказ про филимоновскую игрушку?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

-Тогда ребята садимся на «ковер-самолет» и летим обратно в детский сад…

Физкультминутка «Мы игрушки расписные».

Мы игрушки расписные (стоика прямо покачивания плечами)

Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами)

Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)

Кумушки посадские (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки (легкое касание щек)

С ними издавна знаком (стойка прямо)

Весь народ на ярмарке (поклон).

Воспитатель:

-А хотите сами побывать в роли мастеров и слепить игрушку?

Дети:

-Хотим!

Воспитатель:

-Конечно, слепить филимоновскую свистульку – это целая наука, нам она пока не по силам, но слепить фигурку из соленого теста мы с вами можем. Бережно высушим наши фигурки, а потом раскрасим гуашью. Ну что приступим…

Дети самостоятельно лепят из соленого теста петушков и по желанию составляют композиции «Петушок и курочка».

Техника лепки фигурок, похожей на филимоновскую, но без свистков.

Петушиная семейка

Скатаем шар из комка глины (соленого теста) величиной с кулачок. Вытянем вверх шею петушка.

Слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик.

Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмем, оттянем и расплющим (получится подставка).

У фигурки лепим хвостик. Если его прищипить чуть- чуть, - получится курочка.

Если же оттянуть часть массы и смоделировать более пышный хвост- изогнуть, прищипить, расплющить, получится петушок. Только не забудьте про гребешок и бородку! Крылышки процарапаем стекой, прищипем или налепим по бокам туловища.

Вылепленных птичек можно разместить на одной подставке, соединить грудками. А если вылепить ещё и несколько цыплят, получится петушиная семейка.

После просушки фигурок, дети их «белят» гуашевыми красками, смешанными с небольшим количеством клея ПВА, и расписывают по мотивам филимоновских узоров : украшают красными, желтыми, зелеными и зелеными полосами и пятнышками.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Фотоотчет «Знакомим детей с Филимоновской игрушкой»Фотоотчет «Знакомим детей с Филимоновской игрушкой» Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль в нашем детском саду, где успешно не боясь этого.

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группыЛепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Презентация познавательно-творческого проекта «Знакомство с дымковской игрушкой» В нашей группе прошел познавательно-творческий проект "Знакомство с Дымковской игрушкой", целью и задачами которого которого являются развитие.

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой»Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой» .

«Филимоновский конь». Интегрированное занятие по знакомству с филимоновской игрушкой во второй младшей группе«Филимоновский конь». Интегрированное занятие по знакомству с филимоновской игрушкой во второй младшей группе Примечание: на занятие использовалось авторское дидактическое пособие разработанное Егоровой И. В. Образовательные области: художественно.

Знакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возрастаЗнакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возраста Продолжая знакомить детей средней группы с народными промыслами,мы остановились на Филимоновской свистульке. Цель:Продолжать знакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с филимоновской игрушкой»
Опубликовано: 13 сентября 2021 в 09:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Знакомство с филимоновской игрушкой»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Галыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД