Вера Галыкова
Конспект НОД «Знакомство с филимоновской игрушкой»
Конспект НОД
Тема: Знакомство с филимоновской игрушкой
Возрастная категория: старшая группа
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое
Речевое развитие: расширять представления детей о многообразии окружающего мира, обогащать речь детей, учить внимательно слушать рассказы.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с филимоновской игрушкой“» размещена в разделах
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; формировать интерес к народным промыслам; учить оценивать результат своей работы; развивать внимание, умение понимать поставленную задачу.
Познавательное развитие: развивать восприятие, совершенствовать глазомер, чувство цвета, знакомство с трудом людей творческих профессий.
Художественно-эстетическое развитие: формировать интерес к народному искусству, расширять представления детей о народном искусстве, углублять знания о филимоновской игрушке, учить лепить по типу народных игрушек.
Ход НОД:
Воспитатель:
-Ребята, а вы любите играть в игрушки?
Дети:
-Любим!
Воспитатель:
-А какие игрушки у вас самые любимые?
Дети:
-Куклы, роботы, пазлы, конструкторы, Лего и т. д.
Воспитатель:
-А вы знаете ребята, что современные игрушки отличаются от тех игрушек, которые были в «старые времена»?
Дети:
-Нет!
Воспитатель:
-А хотите отправиться в «старые времена», и узнать какие игрушки были тогда, в эти самые «старые времена»?
Дети:
-Хотим!
Воспитатель:
-Тогда предлагаю всем сесть на «ковер-самолет», закрыть глаза и оправиться в путешествие в «старые времена», где мы узнаем одну из историй создания глиняных игрушек.
Звучит музыка, дети закрывают глаза и представляют, что летят на «ковре-самолете». Воспитатель включает презентацию.
Воспитатель:
-Итак, ребята, мы прибыли в «старые времена»…Усаживайтесь поудобнее, я начинаю рассказ…
-Древнейшие глиняные игрушки, которые были найдены археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко второму тысячелетию до Рождества Христова. Это были маленькие топорики, посуда, погремушки. Находили глиняные игрушки в раскопках 10-17 веков (Москва, Рязань, это были игрушки - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплялись из глины, потом их обжигали в печи, иногда украшали росписью и глазурью. Игрушечное производство в 17-18 веках достигло большой высоты. Только богатые семьи могли себе позволить заказывать и покупать дорогие игрушки, их покупали в царские семьи. Позднее, в 18-19 веках производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета и главными покупателями стали простые люди.
А теперь перенесемся в деревню Филимоново Тульской области, где начала свою историю филимоновская игрушка. А началась она 1000 лет назад. Кстати, есть легенда, которая гласит, что деревня была названа в честь деда Филимона, беглого каторжанина, который был игрушечником и гончаром. Есть археологические подтверждения того, что при раскопках под Тульской областью, были найдены глиняные черепки, и они представьте себе, имели символы и знаки, которые мы видим на сегодняшних филимоновских игрушках.
Игрушки в деревне Филимоново в основном лепили женщины, девочек начинали обучать этому искусству с семи лет. Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, они пользовались большим спросом на ярмарках. Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:
люди; животные; птицы и композиции из нескольких фигур.
Внешний облик филимоновской игрушки определяется свойствами местной глины - синьки. Раньше глину заготовляли в зимнее время года. Выкапывали колодцы на глубину 2 метра и там добывали эту самую глину. А добывали её зимой, чтобы колодцы не обвалились. В современных условиях заготовки глины происходит уже по-другому. После того как из глины изготовили фигурки, их просушивали. Чрезмерно жирная глина быстро деформировалась и покрывалась мелкими трещинами, поэтому их приходилось постоянно разглаживать влажной рукой. Из-за этого фигурки становились утонченными, и слегка вытягивались, становясь слегка не пропорциональными, но удивительно изящными.
После обжига фигурок в печи, они становились белоснежными (свойства глины-синьки, и не требовали специального грунта. Нанести яркие краски с помощью кисти на фигурку не получится, для этого мастера используют гусиное перо. Для филимоновских игрушек характерен орнамент из цветных полосок и пятнышек. В основном используют желтый, красный, зеленый цвета. Лица фигурок остаются белыми. Эти игрушки, трудно спутать с какими либо другими игрушками.
Воспитатель:
-Ну что ребята, понравился вам рассказ про филимоновскую игрушку?
Дети:
-Да!
Воспитатель:
-Тогда ребята садимся на «ковер-самолет» и летим обратно в детский сад…
Физкультминутка «Мы игрушки расписные».
Мы игрушки расписные (стоика прямо покачивания плечами)
Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами)
Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)
Кумушки посадские (небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)
Щечки будто яблочки (легкое касание щек)
С ними издавна знаком (стойка прямо)
Весь народ на ярмарке (поклон).
Воспитатель:
-А хотите сами побывать в роли мастеров и слепить игрушку?
Дети:
-Хотим!
Воспитатель:
-Конечно, слепить филимоновскую свистульку – это целая наука, нам она пока не по силам, но слепить фигурку из соленого теста мы с вами можем. Бережно высушим наши фигурки, а потом раскрасим гуашью. Ну что приступим…
Дети самостоятельно лепят из соленого теста петушков и по желанию составляют композиции «Петушок и курочка».
Техника лепки фигурок, похожей на филимоновскую, но без свистков.
Петушиная семейка
Скатаем шар из комка глины (соленого теста) величиной с кулачок. Вытянем вверх шею петушка.
Слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик.
Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмем, оттянем и расплющим (получится подставка).
У фигурки лепим хвостик. Если его прищипить чуть- чуть, - получится курочка.
Если же оттянуть часть массы и смоделировать более пышный хвост- изогнуть, прищипить, расплющить, получится петушок. Только не забудьте про гребешок и бородку! Крылышки процарапаем стекой, прищипем или налепим по бокам туловища.
Вылепленных птичек можно разместить на одной подставке, соединить грудками. А если вылепить ещё и несколько цыплят, получится петушиная семейка.
После просушки фигурок, дети их «белят» гуашевыми красками, смешанными с небольшим количеством клея ПВА, и расписывают по мотивам филимоновских узоров : украшают красными, желтыми, зелеными и зелеными полосами и пятнышками.