Ирина Пащенко
Конспект НОД «Знакомство детей с кубанской народной вышивкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по реализации казачьего компонента в образовательных организациях Тихорецкого района
Тема: «Знакомство детей с кубанской народной вышивкой»
Пащенко Ирина Ивановна воспитатель
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад Комбинированного Вида№ 8 «Алёнушка» Города Тихорецка Муниципального Образования Тихорецкий Район
2024 го
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД „Знакомство детей с кубанской народной вышивкой“» размещена в разделах
Познакомить детей с кубанской народной вышивкой её видами, цветовой гаммой, показать самобытность кубанского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев.
Познакомить с техникой выполнения вышивки. Раскрыть характерные черты узоров.
Развивать творчество, эстетический вкус у детей, внимание, память. Активизировать словарный запас (рубаха, рушник, настольник или скатерть, развивать связную речь.
Воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, к изделиям народного искусства, стремление сохранить и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного.
Материал:
Оформление кубанской хаты с предметами быта: развешены полотенца, праздничный рушник, кубанская одежда, рубахи вышитые различными видами вышивки : гладью и крестом используемой на Кубани мастерицами.
Образцы рисунков для вышивки, цвета спектра, бумага в клетку, карандаши, инструменты необходимые для вышивания, нитки для вышивки.
НОД
В-ль: Сегодня мы побываем в гостях у бабушки Степаниды, мастерицы, которая много лет живет на Кубани. У неё в доме очень много интересных вещей, а интересны они тем, что сделаны её руками. Вы хотите побывать у неё в гостях? (Ответы детей)
В-ль: Тогда в путь, пойдем по дороге и скоротаем путь песней, которую поют на Кубани.
(Дети идут по залу и поют Кубанскую народную песню «В амбар за мукой»)
В-ль: Вот мы и пришли. (Детей встречает бабушка Степанида с хлебом - солью)
Степанида: Здравствуйте, гости дорогие! Входите в хату. Я вам очень рада. Усаживайтесь на лавки, в казачьих домах гостям всегда рады. (Дети усаживаются на лавки)
В-ль: Бабушка Степанида, расскажите нам о вашем мастерстве. Мы видим в вашем доме много красивых вещей украшенных вышивкой.
Степанида: Тогда слушайте. Человек издавна украшает свою жизнь:
одежду, предметы быта, своё жилище. Это присуще Казакам – жителям Кубани. Одним из ярких украшений предметов быта является вышивка. Посмотрите сколько предметов и все они украшены вышивкой с различными узорами и разными техниками. Все они яркие, радующие глаз. Вот подушка с красивой вышивкой на наволочке, скатерть, салфетки, рушники, рубахи. А ведь они были все белого цвета, так как сначала ткань отбеливали и только потом украшали вышивкой. Для вышивки нужн6ы инструменты, а какие инструменты вы сейчас отгадаете. (Степанида загадывает загадки)
Конь стальной, Хвост льняной. (Иголка и нитка)
Два кольца, два конца А по середине- гвоздик.
(ножницы)
Защита на пальчик. Железный стаканчик. (напёрсток)
Кто боится уколоться- Пригласить меня придётся,- Я помощник в рукоделье. Отгадать меня сумели? (напёрсток)
Застрочит, как пулемёт, платье новое сошьёт. (швейная машина)
Он разгладит все морщинки. Только ты его не тронь. Он горячий, как огонь. (утюг)
Есть в клубочке, есть в катушке, Даже есть в игольном ушке. (нитки)
(Степанида показывает необходимые инструменты о которых были загадки)
Степанида: Всю свою жизнь я прожила на Кубани, раньше людей, которые жили на Кубани называли - Казаками. Очень они любили трудиться, любили свою родину, любили гулять по полям на которых росло много различных полевых цветов, они наслаждались их красотой и разнообразием. Девушки собирали цветы в букеты, плели венки. Необыкновенную красоту рисовали на бумаге, а затем переносили на ткань, вышивая красивые неповторимые узоры. Нитки для вышивания мастерицы сами красили в различные цвета, которые брали из листьев и корней растений. Все молодые девушки учились вышивать. Они вышивкой и украшали своё жильё. Вышитые занавески вешали на окнах кубанских хат, вышивкой украшали стены в комнатах, завешивали зеркала к празднику, украшали иконы и фотографии семьи. Готовясь к свадьбе украшали избу изделиями с вышивкой. Девушки к своей свадьбе должны были вышить полотенце, которое называлось рушником, а жениху подарить к свадьбе расшитую рубаху. Было поверье у казаков, что рушник вышитый обладает волшебной силой. Создаёт уют в семье, охраняет и защищает от зла, приносит благополучие и счастье в семью. Красовались на них сказочные птицы, цветы. Вышивая узоры на одежде люди верили, что эта одежда оберегает и защищает от болезней и бед. Вышивка была, как оберег в семье.
Степанида: Вышивка имеет свой секрет. В кубанской вышивки используются основные три цвета: белый, черный и красный цвета. Белый цвет обозначает зараждение жизни, черный цвет, означает цвет земли кубанской, которая кормит человека. А красный – это цвет любви и жизни. При вышивании необходимо обращать внимание на цвет. Вы наверное знаете, что есть цвета холодных оттенков и теплых. Ну – ка назовите мне холодные цвета. Дети: синий, голубой, зелёный, фиолетовый. Степанида: Молодцы ребята, а теперь назовите тёплые цвета. Дети: Красный, жёлтый, оранжевый. Молодцы ребята, вы много назвали цветов. Правильно, вот посмотрите, как переходят холодные цвета в теплые на радуге. (Рассматривание радуги)
Тёплые цвета зрительно воспринимаются ближе, чем есть на самом деле. Холодные зрительно кажутся дальше. Это в вышивке надо учитывать. Необходимо учитывать наилучшее сочетание цветов. Например, синего с белым, серым, жёлтым, красным, черным. Зелёного с серым, оранжевым, коричневым, золотым…
Возьмите квадратики красного цвета и приложите к квадратику чёрного цвета и посмотрите, как они сочетаются. Особенно благоприятно выглядят в вышивке оттенки одного цвета – от светлого к тёмному. Посмотрите на вот этой вышивке. (Показ вышивки, её рассматривание) На Кубани вышивали крестом и гладью. Вот эта рубаха вышита крестом (рассматривание изделий вышитых крестом, а вот эти изделия вышиты гладью. (рассматривание изделий вышитых гладью)
А теперь попробуйте сами составить узор для вышивки из мозайки. (Дети выкладывают узоры из мозайки) Степанида: Вот какие красивые узоры для вышивки вы составили, теперь их можно перенести на ткань и начинать вышивать. Вышивание – это очень кропотливый труд. А вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей). Молодцы ребята, много знаете пословиц о труде. Я думаю, многие захотят заняться вышивкой, особенно это нравится девочкам. Многие из вас смогут сделать такую красоту своими руками.
Вос-ль: Ребята, как много нового и интересного мы узнали о вышивке, о том, что это очень кропотливая работа, которая приносит радость от того, что ты сам можешь украсть свою одежду красивым вышитым орнаментом. В-ль: Вот и настала пора возвращаться нам обратно. Давайте поблагодарим Степанида за интересный рассказ о вышивке, которой украшали свою одежду Казаки.
Дети благодарят Степанида за гостеприимство, дарят ей в подарок шкатулку с принадлежностями для вышивки.
В-ль: Пора в путь дорогу (дети идут по залу исполняя песню «Маруся»