Получи документы

НОД «Животный мир Арктики»

Юлия Бреднева
НОД «Животный мир Арктики»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Познакомить детей с особенностями живого и неживого мира Арктики; продолжать формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Расширить и обогатить словарный запас детей: Арктика, айсберги, северное сияние, морж, бивни, нерпа, тюлень, иглу, чум.

Публикация «НОД „Животный мир Арктики“» размещена в разделах

Материалы к занятию: презентация «Путешествие по Арктике» (слайды с изображением флоры и фауны Крайнего Севера, содержащие аудиозапись «звуки природы», глобус, оборудование для игровых упражнений.

Ход занятия:

1 часть – вступительная.

- Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Как называется уменьшенная модель нашей планеты? Подойдите все к глобусу, давайте его рассмотрим. Какой формы наша планета Земля? На Земле много морей, океанов, озер и рек. Найдите их на глобусе. В какой цвет они окрашены? Почему? Что еще есть на Земле? (леса, пустыни, горы).

- А еще есть на нашей планете такое место, где царствует вечная зима. Кто знает, что это за место? Давайте найдем его на глобусе. Как называется это место? (северный полюс). Как вы думаете, почему он окрашен в белый цвет? (ответы детей) Правильно потому, что Северный полюс – это царство льдов и снегов. Океан в этом месте покрыт очень толстым слоем льда, его толщина равна высоте трехэтажного дома. Давайте отметим флажком Северный полюс (ребенок прикрепляет флажок на глобусе). Как еще называют Северный полюс? (Арктика). Вы хотите совершить путешествие на Северный полюс и побывать в Арктике?

- А какое средство передвижения нам поможет очень быстро преодолеть горы, леса, реки? (самолет). Вот и мы полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

Физминутка «Мы самолеты»

Мы отправляемся дружно в полет, (повороты в стороны)

Нас путешествие в Арктику ждет! (приседание)

Слышите, мотор ревет, (круговые вращения рук)

Загудел наш самолет!

Землю здесь мы оставляем.

Всё, ребята, мы взлетаем! (бег друг за другом, руки в стороны)

Скорость самолета убавляем, (переходят на ходьбу).

Мы над Арктикой пролетаем! (пролетают мимо панорамы Арктики)

В иллюминатор поглядим,

Кто там плавает меж льдин? (останавливаются, смотрят в «иллюминатор», сделанный из рук).

Самолет наш покружил

И посадку совершил (дети садятся на стулья)

2 часть – основная:

- Вот мы и прилетели на Северный полюс. Арктика – это крайний север России, край удивительной природы!

Стихотворение:

Тут деревьям не растется, тут и речкам не течется.

Лишь косматая пурга кружит белые снега.

Под промерзшим небосводом ледники сползают в воду,

И плывут потом вдали ледяные корабли!

Ребята, что же такое север? (ответы детей)

Зима в Арктике суровая и снежная. Температура зимой опускается до 50 градусов мороза. Летом в Арктике земля оттаивает всего на несколько сантиметров и покрывается цветущим ковром. Но лето здесь короткое и холодное.

- Кругом снег и ледники. По Северному Ледовитому океану плавают огромные ледяные глыбы, похожие на корабли. Кто знает, как они называются?

- Айсберги проплывают огромные расстояния и, попадая в теплые моря, начинают таять. При этом выделяется пар и вокруг айсберга стоит густой туман.

– Зимой здесь совсем нет солнца. Как называется это время? (полярная ночь). Снежные просторы освещаются только светом луны и звезд. Но иногда небо освещается яркими огнями, которые мерцают, переливаются, двигаются. Что это? (северное сияние) Это светящиеся частицы воздуха, которые переливаются разными цветами: желтым, зеленым, красным. Лучше всего северное сияние видно в полярную ночь.

- Вот в такую полярную ночь Белая медведица усыпляла своего медвежонка Умку и пела ему колыбельную песню. Давайте послушаем и полюбуемся северным сиянием (звучит песня «Белой медведицы» 1 куплет, меняются слайды с изображениями северного сияния).

- Все покрыто снегом и льдом, и кажется, что ничего живого здесь нет. Так ли это, ребята? (ответы детей) На самом деле животный мир Арктики очень богатый. В Арктике живут самые разные животные. Каких животных Арктики вы знаете? (ответы детей).

- Отгадайте загадку:

Может кто-то не поверит: любят холод эти звери.

Шубок белых не снимают, в шубках спят, едят, играют.

Даже в шубках рыбу ловят. Где вы видели такое?

Если знаешь, то ответь: это северный медведь.

- Самый известный обитатель Арктики – белый медведь. Длина его тела может достигать 3 метров, а вес достигает 600 кг и даже больше! Охоту на них запретили и тем самым спасли белых медведей от вымирания.

- Чем питается белый медведь? (рыбой, охотится на детенышей моржей, тюленей). Медведи - отличные пловцы, в поисках пищи глубоко ныряют, умеют надолго задерживать дыхание под водой.

Ребята, а почему он не замерзает в холодной воде и на льду? (ответы детей) Правильно, у медведя под кожей толстый слой жира, длинный, густой мех покрыт жиром, не намокает, поэтому медведь после плавания в холодной воде не замерзает. (Провести с детьми опыт с водой, с маслом и кусочком меха). Подвести итог: почему медведь не замерзает.

- Почему шерсть у медведя белого цвета? (ответы детей).

- Как прячется белый медведь, когда подкрадывается к добыче? (прячет нос)

-Детеныши рождаются в берлоге, которую медведица выкапывает в глубоком снегу и живет там до весны. Снаружи очень холодно, а в берлоге тепло, за счет тепла самой медведицы.

- Кого еще можно встретить на Севере (северного оленя).

Шерсть у него теплая с густым подшерстком, позволяет не замерзать даже в самые лютые морозы.

- Чем питается северный олень? (травой, лишайниками, мхом).

У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им он легко разрывает зимой снег и добирается до травы, прячущейся под снежной шубой.

Люди, живущие на Севере, давно сделали оленей своими помощниками. Пастухи - оленеводы пасут северных оленей, перегоняют их с места на место в поисках корма. Охраняют их от волков, которые тоже водятся на севере. В отличие от наших серых волков, полярные волки имеют белую шерсть. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Непроста жизнь пастуха - оленевода. Чтобы приручить оленя, его нужно сначала поймать, запрясть. Что это? (оленья упряжка).

Подвижная игра «Оленья упряжка»

- Какую пользу приносят олени людям? (молоко, из шкур люди шьют одежду, обувь, покрывают жилища). Как называется такое жилище? (чум). Из чумов оленеводы строят целые деревни.

- Кто знает, из чего еще строят дома на севере? (из снега) Как называются такие дома (иглу). Такие дома строят из снежных кирпичей, которые вырезают из плотного снега. Как называется плотный снег? (наст).

А сейчас мы с вами станем полярниками и отправимся к самому холодному океану на нашей планете - Северному Ледовитому. Путь будет нелегкий, льдины имеют трещины. Для страховки мы все возьмемся за веревку! Сначала пройдем по узкому ущелью, а потом по льдинам доберемся до побережья океана.

Игровое упражнение «Мы полярники».

Дети идут цепочкой, держась за веревку, по узкой дорожке (2 веревки, разложенные параллельно, затем прыгают по «льдинам» (многоугольники неправильной формы, вырезанные из белого картона)

Звучит фонограмма «Звуки природы» (звук урагана).

Вот мы и подошли к Северному Ледовитому океану. Послушайте, как шумит океан (шум океана).

- А над водой летают и кричат чайки, сотни, тысячи чаек. Послушаем их крик.

- Ребята, а вы знаете какое животное - самое большое на земле? (кит)

Кит, не рыба. Кто знает, почему кит часто всплывает на поверхность воды? Рыба под водой дышит жабрами, а кит легкими, поэтому он часто всплывает на поверхность океана, чтобы вдохнуть воздух.

-А кто знает, чем кит кормит своих детенышей? (молоком)

-А сам чем питается? (планктоном) Планктон – это мелкие рачки, креветки.

У кита вместо зубов – усы, называется китовый ус. Раскроет такой кит пасть и втягивает воду вместе с морской мелочью - планктоном. Потом сцедит воду сквозь усы - сито, а что осталось – проглотит.

Звук, издаваемый китом, громче, чем пушечный выстрел. Послушайте, как кричит кит.

- Ой, ребята, а кто это там плывет на льдине? (морж)

Ребенок читает стихотворение.

Вот лежит усатый морж, он похож на толстый корж.

Его бивни устрашают, жир от холода спасает.

Ну а если закаляться, в ледяной воде купаться -

То когда-нибудь потом назовут тебя моржом.

- День, другой моржи проводят на берегу, лежа вповалку, вплотную друг к дружке, чтобы было теплее, греются под лучами солнца. Эти громадные неуклюжие на суше животные очень проворны и быстры в воде.

Врагом моржа является белый медведь.

- Чем защищаются моржи? (бивнями)

А вон на берегу лежит мама нерпа и ее детеныш белек. Нерпа — это разновидность тюленей.

- Ребята, почему у тюленя и детеныши белые? (окрас помогает им прятаться от врагов)

Верно, а когда они подрастут, то поменяют белую шубку на такую же темную и пеструю, как у мамы.

– Тюлени и моржи – очень хорошие пловцы. Что помогает им перемещаться в воде с большой скоростью? (на лапах ласты, помогает длинная, гладкая, обтекаемая форма). Их всех называют ластоногими, так как их лапы похожи на ласты.

- Как вы думаете, чем питаются тюлени и моржи? (рыбой) Поэтому все они живут на берегу океана. Когда они не голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого редкого солнца. Давайте и мы с вами понежимся, как тюлени.

Релаксация (время 2-2,5 мин., под звуки прибоя)

Описание релаксации: Ложитесь, пожалуйста, на ковер по кругу, в форме солнца. Возьмитесь за руки и поднимите руки вверх. Это лучики солнца. Они теплые и прекрасные! В Арктике так редко появляется солнышко! Теперь каждый свои руки положит вдоль туловища. Закройте глаза и представьте, что вы тюлени. Вы отдыхаете на берегу океана. Слышите, как шумит океан? Вам очень хорошо и спокойно лежать, и нежиться под лучами солнца. Вы ощущаете приятное тепло. Вы вдыхаете свежий воздух медленно и ровно. Руки и ноги так расслаблены, что даже лень шевельнуться. Раз, два, три, четыре, пять, пора глаза открывать! Потянемся, как следует! Вы теперь бодрые и отдохнувшие (садятся на стулья)

Несмотря на суровые условия обитания в Арктике живет очень много птиц. Самой свирепой и крупной среди северных птиц является полярная сова. Это безжалостный хищник с желтыми глазами и белым опереньем. Она нападает на птиц и грызунов, и даже может съесть детеныша небольшого животного.

На Севере, в холодных морях очень много островов, на которых живут, строят свои гнезда целые колонии птиц. Их так много, что эти места называют птичий базар. Давайте послушаем шум птичьего базара (звуки «птичьего базара»).

- Это кайра, черно-белая птица. Когда они садятся на воду, то издают громкие крики.

- В Арктике живет еще одна удивительная птица: гага. Ее называют северной уткой.

Гага - северная птица,

На камнях она гнездится,

Щиплет теплый пух из грудки,

Чтоб согреть гнездо малютке.

Гагачий пух очень ценный и теплый. Чтобы эти полезные и красивые птицы не исчезли, люди на северных островах создали заповедник «СЕМЬ ОСТРОВОВ». Здесь живут гаги. Люди сохранили для природы эту чудесную и красивую птицу.

О том, кто живет в Арктике, что там растет и какая там погода, мы узнаем благодаря путешественникам и ученым. На Северный полюс люди приплывают на больших, мощных кораблях, которые раскалывают лед, чтобы проплыть по океану. Как называются такие корабли? (ледоколы).

Ученые привозят с собой различные приборы, измеряют температуру воды и воздуха, исследуют и фотографируют жизнь животных и птиц. Люди делают очень многое для того, чтобы сохранить этот уникальный и прекрасный уголок земли, который называется Арктикой. Ребята, давайте тоже с вами будем беречь и охранять природу, ее обитателей, зверей и птиц!

3 часть – заключительная.

А нам пора возвращаться в детский сад, занимайте места в самолете (звук самолета).

Публикации по теме:

Фото и видео отчет «Звезда Арктики — Умка»Фото и видео отчет «Звезда Арктики — Умка» Воспитанники подготовительной группы «Родничок» приняли участие в V Всероссийском литературном конкурсе «Звезда Арктики – Умка», который.

Конспект интегрированного занятия «Животные Арктики и Антарктиды» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Животные Арктики и Антарктиды» Образовательные области: познавательное и речевое развитие. Раздел:.

Лэпбук «Животный мир моего края»Лэпбук «Животный мир моего края» Описание: пособие предназначено для детей дошкольного возраста. Цель данного пособия - развитие познавательных способностей детей, систематизация.

Макет «Мир Арктики»Макет «Мир Арктики» Макет «Мир Арктики» Воспитатель Пичугина Елена Викторовна В программе Крыловой Н. М. «Детский сад – Дом Радости» знакомим детей старшей.

Мастер-класс по созданию макета «Животные Арктики»Мастер-класс по созданию макета «Животные Арктики» Макет «Животные Арктики» Представляю вашему вниманию макет «Животные Арктики».Для того, чтобы сделать макет нам понадобятся: • Обувная.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Музеи Санкт-Петербурга. Музей Арктики и АнтарктикиМузеи Санкт-Петербурга. Музей Арктики и Антарктики Мы не ставили своей целью посетить этот музей. Но, когда были в музее Хлеба, нам подсказали, что музей Арктики и Антарктики совсем недалеко.

Экологическое лото «Животный мир»Экологическое лото «Животный мир» Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных.

Животный мир Арктики. НОД в подготовительной группеЖивотный мир Арктики. НОД в подготовительной группе Животный мир Арктики. НОД в подготовительной группе. Цель: закрепить знания детей об особенностях природы; проживающих животных. Задачи:.

Плакат «Животный мир Ростовской области»Плакат «Животный мир Ростовской области» Обширная территория Ростовской области покрыта преимущественно степями, леса занимают лишь 3, 8% от всей территории. При этом естественный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Животный мир Арктики»
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 17:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Животный мир Арктики»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бреднева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД