Екатерина Щукина
Конспект НОД «Животные в космосе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать представления о космических полетах. Формировать представления о том, что первыми в космосе побывали животные
Воспитывать в детях гордость за свою страну.
Материалы и оборудование: ноутбук, Иллюстрации: фотографии собак Белки, Стрелки, Лайки; обезьян, крыс, кошки
Ход занятия: - Ребята! Прежде, чем продолжать наше путешествие, давайте вспомним: кто придумал ракету? (К. Э. Циолковский)
- Кто сконструировал первую ракету? (С, П. Королев)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Что было на борту первой ракеты? (искусственный спутник Земли)
Когда первые ракеты сумели покинуть пределы Земли, у людей появилась новая мечта. Как вы думаете, какая? (ответы детей)
-Мечтой этой было увидеть Землю из космоса. Но ведь космос был для людей совершенной загадкой. На пути к исполнению этой новой мечты возник целый ряд вопросов: Может ли человек находиться в космосе без вреда для здоровья? Как повлияют на организм перегрузки, происходящее во время космического полета? Что происходит с живыми организмами под действием невесомости? Как нужно оборудовать космический корабль, чтобы на них можно было поддерживать жизнь?
Ученые взялись за решение этого вопроса. Создавались новые космические корабли, оборудованные сложными системами, обеспечивающими на них условия, пригодные для жизни. Но сразу отправить человека в космос никто не решался. Прежде, чем отправлять человека, необходимо было проверить безопасность такого полета. Поэтому первыми туда полетели животные.
- Кто знает, какие животные побывали в космосе? (ответы детей)
-Самыми первыми отправленными в космос живыми существами были мушки – дрозофилы. Этот полет прошел успешно и мушки благополучно вернулись. Следующими, американские ученые отправили в полет обезьяны.
-Как вы думаете, почему именно обезьяны, а не какое – то другое животное? (ответы детей)
-Все потому. Что обезьяны во многом похожи на человека. Но тут ученых поджидал целый ряд неудач. Ракета с первой обезьяной по имени Альберт так и не долетела до орбиты земли, а Альберт погиб.
-В нашей стране в полет отправились четвероногие помощники - собаки. Возможно, кто – ни будь из вас знает их имена. Как их звали? (Белка и Стрелка)
-Вы правы. Но Белка и Стрелка не были первыми собаками – космонавтами. Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обычных дворняжек. Как вы думаете, почему для космических полетов брали именно дворняжек? (ответы детей)
-Все дело в том, что к будущим космонавтам предъявлялись очень строгие требования: они должны быть небольшого роста и мало весить. А почему рост и вес имели такое значение? (ответы детей)
-Кроме того, породистые собаки таких небольших размеров менее выносливы, чем обычные дворняжки. Помимо выносливости и неприхотливости, обычные дворняжки были очень смышлеными.
-Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру. Самыми первыми были дворняжки по имени Дезик и Цыган. Оба «космонавта» благополучно приземлились.
Сергей Павлович Королев очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал вкусненьким.
Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.
Стали готовить собак для полета в космическом пространстве. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.
Раз в сутки из – под лотка, в котором находились собаки, выдвигалась коробка, наполненная специальной тестообразной смесью: это и еда, и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду.
-Следующей собакой – космонавтом стала Лайка. Ей предстояло стать первым живым существом, которое окажется на околоземной орбите. К сожалению, система возращения космического корабля на землю была еще не достаточно хорошо разработана и Лайка погибла. А вот после Лайки 19 августа 1960 года в космос полетели Белка и Стрелка. Они стали первыми животными, которые оказались на околоземной орбите и благополучно вернувшимися обратно. Эти собаки находились в космосе чуть более суток и за это время 17 раз облетели вокруг Земли.
Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкли, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине. Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес – трусишка, а вот кличка у него была как раз – Смелый.
Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собак как всегда вывели прогуляться. Только отстегнули поводок, как смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет. Что было делать?
-Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его накормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.
-Запуск прошел нормально и пес благополучно вернулся на Землю.
Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд как ни в чем не бывало.
Фотографии всех этих смелых собак облетели мир. Наконец, все было подготовлено для полета в космос человека.
-Как вы думаете, какое значение для человека имели полеты в космос животных? (ответы детей)
-Именно благодаря этим маленьким героям удалось проверить и отработать все детали, необходимые для полета в космос человека.
- Как вы думаете, какие еще животные побывали в космосе? (ответы детей)
-Чаще всего в космос летали собаки и обезьяны. Но были среди животных – космонавтов и крысы, и черепахи, и ящерицы. А кошки, они в космос летали? (ответы детей)
-Кошки в космос почти не летали. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
-Единственный раз в космосе побывала кошка. Запустили ее французские ученые. Но этот запуск едва не был сорван. К полету готовили кота по имени Феликс. Но перед самым запуском кот сбежал. Полет был под угрозой срыва. Ученые поймали обычную дворовую кошку, получившую имя Фелисетт. Ее и отправили в полет вместо сбежавшего Феликса. Полет прошел успешно, и кошка благополучно вернулась на Землю, но пушистая космонавтка сбежала сразу после приземления, не дав ученым изучить ее самочувствие после полета.
Таким образом, животные открыли дорогу в космос для человека.
В конце занятия педагог подводит итог. Задает детям вопросы на закрепление полученных знаний:
-Как звали первых собак – космонавтов?
-Почему так важны были для человека полеты в космос животных?
-Почему кошек запускали в космос лишь однажды?
-Какие требования предъявлялись к животным – космонавтам?