Ирина Гизбрехт
Конспект НОД в старшей группе «Я имею право на имя»
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ – детский сад «Берёзка» с. Санниково
НОД конспект открытого занятия в старшей группе по
нравственно-патриотическому воспитанию
«Я имею право на имя!»
Подготовила и провела: Гизбрехт И. Н.
2023г.
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Я имею право на имя!»
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Я имею право на имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формирование у детей элементарных представлений об их правах и обязанностях.
Задачи по образовательным областям. –1.«Познавательное развитие» : сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом («Свидетельство о рождении»); познакомить с понятием «отчество»; прививать чувство гордости за свою фамилию.
2. «Речевое развитие» : упражнять в образовании имён с уменьшительно-ласкательными суффиксами; обогащать, активизировать, расширять словарь детей.
3.«Социально-коммуникативное развитие» : способствовать воспитанию доброго отношения к себе и уважения к другим детям и взрослым.
Задачи по ФОП.
4. Ребёнок 5-ти лет демонстрирует положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности;
5. Обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
Предварительная работа:
- чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;
- знакомство с пословицами об имени;
- дидактическая игра «Назови своё имя»
- дидактическая игра «Узнай по голосу»
Оборудование:
- документ «Конвенция о правах ребёнка»;
- документ «Свидетельство о рождении ребёнка»;
- волшебная палочка.
Ход занятия
1. Организация детей.
2. Сообщение темы занятия. Беседа.
Воспитатель: -Ребята, у меня в руках документ, который называется «Конвенция о правах ребёнка» В этом документе записано, что каждый ребёнок имеет право на имя при рождении.
- Давайте поговорим об этом праве.
- Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш!
- А кто даёт ребёнку имя? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно! Папа и мама стали думать, как им назвать своего малыша.
Вопрос к детям: -Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему?
Воспитатель: 1. Без имени нельзя обойтись.
2. Имя играет большую роль в жизни людей.
3. Родители хотят, чтобы имя принесло их малышу счастье.
- У каждого имени есть своя древняя история. Я думаю, что вам будет интересно узнать, как в старину называли малышей. Сейчас я вам расскажу. имя. Они хотят видеть ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным. Отсюда и такие имена:
Добрыня – делающий добро, Любомир –
любящий мир, Владимир – борец за мир,
Александр – защитник, Людмила – это
имя означает - милая людям, Виктория –
победа, София – мудрая. Видите как
интересно узнать что говорят нам имена.
Воспитатель: - У каждого человека есть своё имя. И сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
Воспитатель: У вас было домашним заданием, спросить у своих родителей, что означает ваше имя? (Заслушиваются у детей их имена и что они означают)
Воспитатель: -Ребята имена бывают полные, уменьшительные, ласкательные.
Например, полное имя Ирина, а уменьшительное – Ира.
- Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке.
А уменьшительное имя употребляют дома, с родными, близкими и друзьями.
А ещё часто своих детей родители называют ласкательными именами. Образованными от полных. Например, от имени Ирина ласкательные имена – Иринка, Ирочка, Иришка.
Воспитатель:- Я предлагаю сейчас с вами поиграть.
Дидактическая игра «Назови своё имя»(игра с волшебной палочкой)
Дети становятся в круг, и передавая волшебную палочку, друг другу называют своё полное, уменьшительное и ласкательное имя. (заслушиваются ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, хочу объяснить смысл слова «отчество».
- Может кто знает, как присваивается отчество ребёнку?
-Отчество присваивается ребёнку по имени отца.
Дидактическая игра «Назови своё отчество»
Дети называют своё имя и к нему прибавляют отчество своего отца.
Садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята я хочу сейчас показать ещё один документ и рассказать о нём.
- Через несколько дней, после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, обязательно указывается дата и место рождения, а также прописаны фамилии, имена и отчества его родителей.
- Когда придёте домой, попросите маму или папу показать вам этот документ. Пусть мама прочтёт вам все его пункты. - Вы ещё раз услышите, как звучит имя, отчество и фамилия ваших родителей. Поинтересуетесь?
Воспитатель: - Ребята, а ещё мы с вами знаем пословицы об имени, давайте вспомним их. (дети называют пословицы)
1. В лицо человек сам себя не признает, а имя свое знает.
2. С именем Иван, без имени — болван.
3. Без имени ребенок, что — чертёнок.
4. Сын не родился, а уж ему имя дали.
Дидактическая игра «Узнай по голосу своё имя»
Дети становятся в круг, выбирается ведущий, он закрывает глаза, и становится в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором:
-Ты попробуй, угадай
- Кто позвал тебя, узнай.
(ребёнок-ведущий отгадывает, кто сказал)
Дети садятся на стулья
Воспитатель:- Ребята, сегодня у нас было интересное насыщенное занятие.
-Где мы познакомились с новым правом из уже известного вам документа.
- Может кто запомнил этот документ как он называется?
«Конвенция о правах ребёнка», где записано, что каждый ребёнок имеет какое право с которым мы сегодня познакомились? Назовите это право?
Дети: Право на имя.
Воспитатель:- Итак, каждый человек имеет право на имя.
- Давайте подведём итог нашей беседы.
- Можно ли обойтись без имени?
- Какие бывают имена? Когда мы их произносим– полные, уменьшительные, ласкательные.
- Как присваивается отчество ребёнку? (ответы детей) Отчество присваивается ребёнку -по имени отца.
-С каким документом мы познакомились, когда на свет появляется малыш? Как он называется?
Дети: Свидетельство о рождении ребёнка».
Воспитатель обращается к детям:
- Давайте сегодня на занятии заведем свою
книгу «Конвенция о правах ребенка», в которую будем вкладывать «Права детей», с
которыми мы будем знакомить вас на занятиях.
- На первой странице нашей книги напишем «Право на имя» и убираем эту книгу до
следующего занятия.
- Спасибо вам ребята за сегодняшние интересные ответы. Вы очень большие молодцы!
И каждому ребёнку был подарен воздушный шарик с его именем.