Анна Петрова
НОД «Вода в жизни человека» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
(ознакомление с миром природы)
"Вода в жизни человека" старшая группа
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Публикация «НОД „Вода в жизни человека“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, расширить и закрепить представления о свойствах и круговороте воды в природе.
Задачи:
1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе.
2. Познакомить со свойствами воды.
3. Продолжать развивать связанную речь – вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога.
4. Способствовать развитию внимания и любознательности.
5. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
6. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
7. Обогащать и активизировать словарь.
8. Воспитывать социальные навыки.
Оборудование и материалы: Аудиозапись журчания ручейка; картинки с изображением воды в природе; вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, соль, песок; фотографии пустыни; глобус, схемы: «Круговорот воды в природе»,
Место проведения - групповое помещение.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.
На занятиях использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Методические приемы:
- беседа
- вопросы;
- совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность);
- сюрпризный момент.
Ход занятия
В. Загадывает загадки:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
(вода)
На полянку, на лужок
Всё снижается….
(снежок)
Раздаётся стук в дверь
В: Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку).
В: Ребята, смотрите, к нам в гости пришла Капелька. Давайте с ней поздороваемся, скажем «здравствуйте».
(дети здороваются)
Звучит аудиозапись журчания ручейка.
В: Ребята, вы, слышите? Что это за звуки.
Дети. Это звуки воды.
В: Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Мы знаем, что вода на земле везде. А чтобы это увидеть отгадайте загадку:
На ноге стоит одной, крутит, вертит головой
Нам показывает страны, реки, горы, океаны.
(глобус)
(показывает детям глобус)
В: Что это такое?
Дети: это глобус.
В: А что такое глобус?
Дети: Глобус - это модель Земли.
В: Какой формы наша планета-Земля?
Дети: круглая.
В: на глобусе много голубого цвета, что это?
Дети: это вода (озёра, моря, реки, океаны.)
В: А, что обозначено желтым цветом?
Дети: Это суша.
Воспитатель: Чего больше на Земле: воды или суши? (воды)
Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. А откуда взялась наша Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим иллюстрации на которых изображены места путешествия нашей Капельки. Назовите их.
Дети: Озеро, море, река, океан.
В. Значит Капелька – это маленькая частичка чего?
Дети: Воды.
В: Кому же нужна вода? (Дети отвечают). А, как и где её используют? (рассматривают картинки)
Может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают). Конечно, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.
Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней. Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
В: Ребята, Капелька приготовила вам сюрприз.
Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него ложку (ложка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает ложку (ложка не видна) и еще один стакан с соком (ложка тоже не видна). Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что вода – прозрачная.
Теперь давайте посмотрим, какой сюрприз нам ещё приготовила Капелька. (на столе стоят четыре стакана с водой (сладкой, соленой, кислой и обычной).
Ребята с помощью чайной ложки попробуйте воду, которая в стаканчиках.
В. В первом стакане какая вода?
Дети: Сладкая вода.
В: Почему?
Дети. В ней развели сахар.
В. В этом какая?
Дети: Соленая.
В: Почему?
Дети. В ней развели соль.
В. А в третьем какая?
Дети: Кислая.
В: Почему?
Дети. В ней развели лимонную кислоту или добавили сок лимона.
В. В этом стакане какая вода?
Дети: Простая вода? В ней ничего не развели, она не имеет вкуса, она безвкусная.
В. Давайте её понюхаем.
Дети: Она не имеет запаха.
В: Ребята, теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть. (Проводится физкультминутка).
Беленькое облако
(Округлённые руки перед собой)
Поднялось над крышей
(Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше
(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть)
В. Ребята, мы с вами отдохнули, теперь с капелькой отправляемся путешествовать дальше, нас ждет следующий сюрприз. (Подхожу к столу, открываю салфетку, показываю детям три состояния воды). В жидком состоянии (стакан с водой). В газообразном состоянии, воду нагреть - получается пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар). В твёрдом состоянии, воду заморозить, получается лед (показываю бутылку со льдом). Ребята - это всё свойства воды.
В: Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?
Посмотрите на эту схему. Это круговорот воды в природе. На ней изображено, что происходит с водой в природе (рассказ – демонстрация).
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки поднимаются вверх и образуют облака. Облака охлаждаются, превращаются в воду, которая выпадает на землю в виде осадков (дождь, снег, град.) Просачиваясь сквозь почву, часть воды попадает в подземные грунтовые воды, остальная вода снова попадает в водоёмы.
В: Что мы с вами рассматривали?
Дети: Это круговорот воды в природе.
В: : Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. И хотя много воды на планете, ее надо беречь. Не оставляйте кран открытым, не засоряйте ручейки, реки, озера. А иначе наша Земля превратится в одну большую пустыню (картинка).
В: Ребята, Капелька мне сейчас говорит, что ей пора домой. Она приготовила вам подарок. Вот эти листы бумаги она хочет вам подарить. Эти листы бумаги волшебные! Вы что-нибудь видите на них? Капелька говорит, что на этих листах изображены ее друзья, (на листах бумаги с помощью свечи нарисованы рисунки). Но увидеть вы их сможете, если закрасите листы бумаги полностью голубой краской (дети прощаются с Капелькой, она уходит).
Рефлексия:
- Что интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Что расскажите родителям?