Мария Александровна Сопронюк
НОД в старшей группе «Экскурсия в музей русской игрушки. Знакомство с поделками из джута»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с национальной культурой России.
Задачи:
- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;
- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки;
-расширять словарный запас детей;
- развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;
- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Поделки из джута и шпагата
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Материал: игрушки из джута, дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрешки (игрушки, силуэты матрешек для составления узора, фломастеры, большой платок, столы.
Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: беседа «Как жили наши предки?»; чтение произведений устного народного творчества; знакомство с народными играми, заучивание стихов и закличек.
Ход
Организационный момент.
Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Проходите и встаньте пожалуйсти в красивый круг. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.
Вводная часть.
1.Вступительная беседа об игрушках
Воспитатель: Ребята, наверное, вы все любите играть? Назовите ваши любимые игрушки.
Ответы детей.
Воспитатель: Из чего сделаны игрушки?
Ответы детей (Пластмассы, резины, ткани, металла)
Воспитатель: Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.
2. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: А сейчас,пожалуйста, послушайте меня. Давным – давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?
Ответы детей.
Воспитатель: Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.
3.Беседа о музее
Воспитатель:Кто знает, что такое музей?
Ответы детей.
Воспитатель: Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты.
Я предлагаю вам побывать на экскурсии в «Музеи русской народной игрушки». Этот музей необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки, рассматривать. В музее столы называются – стендами, а игрушки – экспонатами. Что такое русская народная игрушка? Почему она так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.
III. Основная часть.
1. Правила поведения в музее:
Воспитатель: А кто из вас был в музее? Поднимите руки.
(Рассказы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, как надо себя вести в музее?
Дети: Не бегать, не кричать, внимательно слушать.
Воспитатель: Молодцы. Правила поведения в музее:
- Не кричать, не шуметь, не мусорить
- По залам музея следует передвигаться бесшумно
- Громко разговаривать нельзя
- Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.
А кто такой экскурсовод?
Дети. Это человек, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах-экспонатах.
Воспитатель: Сегодня экскурсоводом буду я. А в следующий раз один из вас для детей из средней группы проведет часть экскурсии. По этому будьте внимательны
2. Экскурсия по музею.
Педагог предлагает пройти к первому стенду.
1)Демонстрация дымковских игрушек. (1 стенд)
Воспитатель: Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?
Дети: Это дымковские игрушки
Воспитатель: Кого вы узнали?
Дети: Барышню – водоноску, оленя, петушка и т. д.
Воспитатель: Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки?
Дети: Красную, желтую, синюю.
Влспитатель: Какие элементы узора вы видите на игрушках?
Дети: Колечки, кружочки, волнистые линии.
Воспитатель: Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.
2) Рассматривание тряпичных кукол. (2 стенд)
Воспитатель: А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, куколка крупеничка, куколка столбушка. Кто хочет рассказать об одном из видов кукол?
(Рассматриваник игрушек, рассказ детей с помощью воспитателя).
3)Рассматривание кукол из джута.
Воспитатель: Эти куклы из чего сделаны?
Ответы детей.
Воспитатель: Эти куклы из джута.
Джут, вместе с хлопком и льном, является самым популярным растительным материалом. Растение представляет собой тонкостебельный кустарник, который растет во влажном тропическом климате. Его высота достигает до 3-х метров.
Обработка джута — процесс трудоёмкий и времязатратный.
После срезания стебли формируют в снопы и в течение нескольких недель вымачивают в воде. Затем вручную отделяют оболочку от внутренних волокон. Собранные волокна развешивают и просушивают. После сушки сырье поступает на фабрики. Там волокна вычесывают, очищают от растительного сора, доводят до требуемой чистоты. И только после этого изготавливают джутовый шпагат, канат, мешковину и утеплитель для домов. Из самых тщательно очищенных волокон производят ткани для пошива одежды.
Можете размотать бабину из джута и внимательно его рассмотреть.
Куклы из джута мягкие и теплые на ощупь.
4) Загадка о матрёшке. (3 стенд)
Воспитатель: Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
Воспитатель убирает платок с игрушек.
Воспитатель: Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?
Дети. Матрешка разнимается на две половинки.
Воспитатель: Матрешка разнимается на две половинки, и в одной матрешке можно увидеть еще одну.
Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны матрешки?
Какие узоры видите на них?
Дети. Из дерева. Трава, листочки, цветы.
Воспитатель: Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком.
Воспитатель: Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.
5)Работа в творческой мастерской.
(Подводит детей к столам, где лежат силуэты матрешек, фломастеры).
Посмотрите, мастер не успел украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на заготовках.
6) Самостоятельная деятельность детей.
7)Выставка работ детей.
Воспитатель: У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку.
IV. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята,наша экскурсия подошла к концу. Нам надо возвращаться в детский сад. Давайте присядем на скамейки и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы можете рассказать родителям об этом музее?
Ответы детей.
Воспитатель: А с какой новой игрушкой познакомились сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: Как помогли мастеру – художнику?
Ответы детей.
Воспитатель:Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам.