Ирина Лазарева
Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе «Всё о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
Образовательная область «Познание».
Тема:«Всё о воде».
Цель: расширять представление детей о воде и её значении для всего живого.
Задачи:
Образовательная область «Познание» :
-познакомить со свойствами воды;
Публикация «Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе „Всё о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
-закрепить названия животных, обитающих в водной среде;
-прививать интерес к исследовательской деятельности;
-развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-воспитывать бережное отношение к воде.
Образовательная область «Коммуникация» :
-активизировать и обогащать словарь по данной теме.
Образовательная область «Безопасность», «Здоровье» :
-учить соблюдать правила безопасности во время проведения опытов.
Образовательная область» Чтение художественной литературы» :
-приобщать к словесному творчеству.
Образовательная область «Социализация» :
-умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Взаимодействие с семьей:
-чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок.
-выставка рисунков на тему: «Вода в нашей жизни».
Материалы и оборудование: проектор, экран, стаканы, банки, кубики, пуговицы, таз, листы белой бумаги, картинки с изображением животных, таблицы.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок, наблюдения на прогулках: за дождем, снегом, льдом, рассматривание иллюстраций, дидактические игры по данной тематике, игры с водой.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Воспитатель:
-Правильно, ребята, в этой загадке говорится о воде. Сегодня мы поговорим о ней и о её необычных свойствах. Скажите, а кому нужна вода? (Людям, растениям, животным, птицам, насекомым). А как человек её использует? (Для приготовления пищи, для уборки, стирки, поливки растений, питья и т. д.). (Используется таблицы).
Воспитатель:
-Вода, подобно солнцу и воздуху, необходима для всего живого. Без воды не может быть жизни на земле. У человека и животного она входит в состав крови, разносит по всему организму питательные вещества, выводит вредные. Вода используется в промышленности - на различных заводах и фабриках для производства разнообразной продукции. В сельском хозяйстве вода необходима для полива растений. Человек её использует ежедневно.
Для некоторых растений и животных вода – среда обитания (показ на экране).
-А сейчас давайте поиграем с вами в игру» Кто живёт в воде?»
Дети, из предложенных им карточек с изображением животных, выбирают тех, которые обитают в воде.
Воспитатель:
-А каких еще вы знаете животных, чей дом - вода? (ответы детей).
-Дети, а что случится на земле, если не будет воды? (погибнет все живое).
Воспитатель:
-А сейчас, дети, давайте немного отдохнем и поиграем с нашими пальчиками.
Проводится пальчиковая гимнастика» Над бурливою рекой».
Воспитатель
-Ребята, а теперь я предлагаю вам сесть за столы и провести несколько опытов, чтобы выяснить какими свойствами обладает вода.
Только будьте внимательными и осторожными.
1. Возьмите стакан, наполненный водой, а также деревянный кубик. Попробуйте перелить воду в банку. Что происходит с водой? Она льётся, растекается, а кубик, как все твёрдые тела сохраняет свою форму.
2. А есть ли форма у воды? Давайте проверим это вместе с вами. Для этого возьмите деревянный кубик и постучите им по столу, изменит ли он свою форму? (нет). А вода? Если мы нальём её из стакана в банку, она примет форму банки. Если в пластмассовый кубик, то форма кубика. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. Значит, вода не имеет формы.
3.-Ребята, а сейчас подумайте и скажите, имеет ли вода цвет? Давайте уточним это. Положите лист белой бумаги рядом со стаканом с водой. Какого цвета бумага? (белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (нет). Есть ли цвет у воды? (нет, вода бесцветная).
4. А сейчас дети, давайте понюхаем воду и ответим на вопрос: пахнет ли вода? (нет, у неё нет запаха).
5. А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она: сладкая, горькая, кислая, соленая? Вода без вкуса, она безвкусная.
6.-Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся еще с одним интересным свойством воды - прозрачностью. Для этого сравним воду в банках. Одинаковая вода в них? Чтобы ответить на этот вопрос проведем следующий опыт. Опустим пуговицу в банку с чистой водой, а другую с грязной, мутной. В какой банке видна пуговица. (В той, где вода чистая, пуговицу видно, а где грязная – нет). Значит чистая вода прозрачная, а грязная не прозрачная.
Воспитатель:
-Дети, а сейчас найдите в группе прозрачные предметы (стёкла окон, стаканы, баночки). А теперь обратите внимание на аквариум и скажите чистая, прозрачная в нем вода? А всегда ли в аквариуме прозрачная вода? Почему она становится мутной? Кто её помогает очищать? (улитки). В какой воде лучше живется рыбам? Прозрачна ли вода в реке, озере, море, океане? Почему необходимо, чтобы вода там была чистая? (если вода будет грязная погибнет всё живое).
Физкультминутка: «Братцы, братцы, где вы были….»
Воспитатель:
-Дети, а сейчас подойдите к этому тазу с водой и посмотрите, что вы там видите? (своё отражение). Где можно ещё увидеть своё отражение? (зеркале, реке, озере).
-В старину, когда не было зеркал, люди рассматривали себя, наклонившись над речкой, бочкой с водой. Значит, мы теперь знаем, что вода может отражать предметы.
-А как вы думаете, что будет с водой на морозе? (она превратится в лёд). А что такое лёд? (замёрзшая вода). Какой он? (раздаёт детям по кусочку льда). Он тяжелый, гладкий, твёрдый, холодный, прозрачный, хрупкий, скользкий, в тепле превращается в воду (тает).
-Ребята, давайте положим его на ладошку и посмотрим, что с ним произойдёт?
-Дети, а вы знаете, что вода может находиться не только в жидком, твёрдом, но и в газообразном состоянии - в виде пара. Воспитатель вносит в группу самовар, который кипит.
Ребенок читает стихотворение:
Я блестящий самовар,
Из под крышки вьётся пар,
Пар- водичка или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ?
Воспитатель:
Сейчас мы это проверим. Я подержу стекло над паром, а вы посмотрите, что произойдёт. Сначала оно отпотевает, потом пар на стекле превращается в капельки воды. Если я подержу стекло над бумагой, то на неё стекут капельки воды. Значит пар- это тоже вода.
-Дети, мы сегодня с вами узнали много о воде и её свойствах. Она льётся, растекается, не имеет формы, цвета, вкуса, запаха, прозрачная, отражает предметы. Вода может находиться в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Воспитатель предлагает рассмотреть детям плакат «Вода в природных явлениях», назвать их и рассказать стихотворения о них.
***
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце
Сверкая,
Бегут по сосулькам
Слезинки
И вы же сосульки-
Весёлые льдинки!
***
Мы снежинки! Это мы
Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим
Это мы с ветрами дружим,
Мы танцуем дни и ночи,
Даже несколько недель
Наши танцы, между прочим
Называются - метель!
***
Говорю я брату
-Ох!
С неба сыплется горох!
-Вот чудак!-
Смеётся брат,-
Твой горох-
Ведь это град!
Воспитатель:
-А в народе существует много пословиц и поговорок о воде. Расскажите их
Много снега - много хлеба.
Много воды - много травы.
Чаще мойся – воды не бойся.
Хлеб-батюшка, водица- матушка.
Вода и землю точит и камень долбит.
Воспитатель:
-Дети, теперь мы знаем, что вода необходима всем: человеку, растениям, животным. Без неё нет жизни на земле! А как же нужно обращаться с ней? (бережно).
Ребё нок читает строчки из стихотворения:
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И как только воду взял,
Поскорее кран закрой.
Воспитатель:
-А чтобы вы не забывали, как нужно относиться к воде, мы в умывальнике повесим знак.
Вывешивается карточка с изображением перечёркнутой капли воды.