Валентина Цуркан
НОД в подготовительной группе с использованием ОТСМ — ТРИЗ технологий «Уход за комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»
Занятие подготовила : воспитатель
1 квалификационной категории
Цуркан Валентина Олеговна
Занятие по экологическому воспитанию
«Ухаживание за комнатными растениями» для старших дошкольников
с использованием технологии ТРИЗ.
Темочки:
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям и уходу за ними. Формирование умений использовать модель системного мышления при систематизации представлений об объекте с помощью ТРИЗ технологии «Системный оператор»
Интеграция областей: «Труд», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность».
Интегрированные программные задачи:
Образовательные:
-Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Закреплять знания детей о потребности растений в воде, свете, тепле.
-Учить выстраивать цепочку алгоритма ухаживания за растениями.
-Закреплять умение применять модель системного мышления при исследовании объекта.
Развивающие:
- Развивать зрительную и слуховую память, активизировать, обогащать словарный запас детей по теме, развивать связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы,
- Развивать умение находить решение проблемных задач, умение выделять характерные признаки объектов.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.
Материал: клеенка, комнатные растения (алоэ, фиалка, каланхоэ, кактус, лилия, фартуки, пульверизатор, салфетка для протирания листьев, тазик с водой, жесткая кисть, ведерко с водой, лейка, лопатки для рыхления.
Ход:
Воспитатель: Дети, приглашаю всех встать в круг, для приветствия, взялись все за руки и говорим такие слова.
Мы пожмем, друг другу руки, чтоб они не знали скуки, (дети делают легкое рукопожатие)
Вокруг себя ты повернись и друг другу улыбнись, (поворачиваясь вокруг себя, улыбаются соседу справа и с лева)
Мы рукой помашем, здравствуйте, всем скажем! (машут рукой, здороваются)
Молодцы, ребята, нам в сад доставили подарочную коробку, да тут еще и записка какая то? Интересно от кого этот подарок, как вы думаете? (Ответы детей)
Здравствуйте детишечки, пишет вам домовой. Я, тутаче, приболел немного, простудился. Прошу вас о помощи присмотреть за порядком в саду. Как загадку отгадаете, о чем пойдет речь, узнаете. За ранее благодарю.
Воспитатель:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест». Что это?
Дети: - Это растение.
Воспитатель: - Правильно, это растение! Давайте посмотрим, что в коробке? (Достает комнатное растение- кактус)
Воспитатель: Ребята, что это за растение? Верно это комнатный цветок, кажется, я знаю, домой просит нас о помощи по ухаживанию за комнатными растениями. Ну что за работу? (ответ детей)
- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)
- Как дышит растение? (через листья, корни)
- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)
- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.
- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
- Зачем людям нужны комнатные растения? (Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, положительно влияют на настроение людей.)
- Почему они называются комнатными? (Потому что растут и цветут эти растения в помещении.)
Воспитатель: Правильно, сейчас я предлагаю вам рассказать о нашем комнатном растении Алоэ, с помощью таблицы (Системный оператор)
Вот оказывается, как много можно рассказать о комнатных растениях.
- А у вас дома есть комнатные растения? Назовите его? Кто за ними ухаживает? (Ответы детей)
А сейчас физминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивание, руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы (потягивание)
С ними потянись и ты (руки вверх)
Ветер дует иногда, (дети машут руками,
Только это не беда (изображая ветер)
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки. (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: - Отдохнули? И я вам предлагаю сыграть в игру «Полезно - вредно»
я буду бросать вам мяч с вопросом? а вы мне будете отвечать, и объясните, почему вы так считаете.
Что для комнатных растений Вредно?
(Поставить комнатное растение в темное место).
А что Полезно? (Прорыхлить почву в горшке с комнатным растением.)
Вредно? (Поставить комнатное растение на мороз).
Вредно? (Забыть полить комнатное растение.)
Вредно? (Полить холодной или горячей водой из - под крана)
Полезно? (Протереть листья комнатного растения).
А листья всех ли комнатных растений можно протирать?
Дети: - Нет, протирать можно листья крупные, плотные и крепкие. Тонкие и нежные листья нужно опрыскивать. Листья, покрытые ворсинками, нужно мыть жесткой кистью или зубной щеткой.
Воспитатель: - Ребята, какие способы ухода за комнатными растениями вы ещё знаете?
(Воспитатель размещает на мольберт схемы, изображающие перечисленные способы ухода за листьями комнатных растений)
Для каждого цветка должна быть своя схема ухаживания.
Воспитатель: - Посмотрите, на столике стоят комнатные растения нашей группы, давайте назовем их и опишем, используя признаки. Молодцы, а теперь их нужно привести в порядок мы же обещали помочь домовому.
Воспитатель: - Чтобы никому не было обидно, давайте выберем помощников – дежурных по уголку природы при помощи стрелочки.
Дети встают в круг, ведущий стоит в центре круга, поворачивается вокруг себя, все произносят слова: - «Стрелка, стрелка, повернись и на миг остановись». На окончание слов, ребенок останавливается и указывает на выбранного товарища. Таким образом, выбираются 5 детей.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам надеть фартуки и выбрать растение, за которым вы хотели бы поухаживать и по ходу ухаживания расскажите нам, как правильно выполнять то, или иное действие.
(Каждый ребенок выбирает растение и подходит к нему) для начала давайте вспомним, как называются эти растения?
Дети: - Почву в горшках комнатных растений рыхлят.
Воспитатель: - Какие правила мы должны соблюдать при рыхлении земли в горшках комнатных растений?
Дети: - Возле корней нужно рыхлить не глубоко, чтобы не повредить корни, а ближе к стенкам горшочка рыхлят глубже.
Дети: - Растения поливают.
Воспитатель: - Как вы определите, нужно ли поливать комнатное растение?
Дети: - Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.
Воспитатель: - Как правильно поливать растение?
Дети: - Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко, некоторые растение, такие как кактус, фиалки и каланхоэ, поливают в поддон.
Воспитатель: - Ребята, а какой температуры должна быть вода для полива комнатных растений?
Дети: - Вода должна быть комнатной температуры.
Воспитатель: - Вспомните еще очень важные способы ухода за растениями.
Дети: - нужно протереть листья тряпочкой, или почистить кисточкой!
Воспитатель: - А как правильно протирать тряпочкой?
Дети:- Лист нужно аккуратно положить на левую руку, а правой взять мокрую тряпочки и осторожно его протереть.
Дети: - У фиалки, листья помыть при помощи жесткой кисти, так как они покрыты ворсинками.
Воспитатель: - А как еще можно убрать пыль с цветов?
Дети:- Еще растение можно опрыскивать из пульверизатора, чтобы оно лучше росло и дышало.
Воспитатель: Какой еще есть важный способ?
Дети:- Еще нужно осмотреть листья. Нет ли засохших, или поврежденных, тогда берем ножницы и обрезаем поврежденные листья.
Молодцы спасибо, а сейчас предлагаю вам выложить схему ухаживания за растениями, например: кактус (дети выкладывают морфологическую таблицу)
Ребята, какие вы молодцы, наши растения похорошели, спасибо вам присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: - Ребята, сейчас на улице очень холодно, наступила зима. Что произошло с деревьями?
Дети: - Листья опали, деревья стоят голые.
Воспитатель: - Все покрыто снегом.
Воспитатель: - Да, ребята, природа заснула. А вот комнатные растения радуют нас круглый год. Мы можем любоваться ими постоянно. Как вы думаете, справились мы с заданием? Поднимите руки кто, понял, как правильно выкладывать схему, а кто не понял? Кому нужна еще помощь? Отлично теперь домовой может быть спокоен, и пожелаем ему скорейшего выздоровления!