Элеонора Кадырова
НОД в подготовительной группе «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи). Закреплять умение детей делить слова на слоги.
Публикация «НОД в подготовительной группе „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком. Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки. Закреплять знания детей о числовом ряде, составе чисел.
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание.
Уточнить знания детей о предложении, повторить правила его написания.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Развивать фонематический слух.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование и материал:
-кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, буквы печатные, схемы предложений, цифры.
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. –
Ух ты, что это?
(читает письмо от осени)
«Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства. "
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный.
Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)
Остановка № 1 Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист.)
Дети с воспитателем вспоминают приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист.)
Дети называют поговорки осени :
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Осень - время собирать урожай.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
- Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Мини-викторина «Лесная».
Для вас - викторина. Кто быстрее ответит на мои вопросы?
- Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
- У кого щеки вместо мешка? (У бурундука.)
- А бывают ли перелетные животные? (Да, летучие мыши.)
- С каких деревьев зелеными опадают осенью листья? (С ольхи, сирени.)
- Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Листья осины, рябины, черемухи.)
- Куда на зиму исчезают лягушки? (В тину, в мох.)
- У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца.)
Остановка №4
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
- Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
- Оранжевые, красные, коричневые.
Физминутка «Тучка – модница.»
В день рождения пальто
Подарили Тучке.
Стала Тучка в том пальто
Интересной штучкой.
Изумительный наряд:
Семь застёжек-«молний»,
Сорок пуговичек в ряд,
По подолу — волны!
Ходит модница в пальто,
По бокам карманы,
В них дождинок — тысяч сто
И клочок тумана.
А карман-то дыроват!
Вот откуда дождь и град!
Остановка №5
Воспитатель: Дети, какая ещё бывает осень?
Дети: грустная, пасмурная, дождливая, веселая, золотая, разноцветная.
Воспитатель: Что вы сейчас говорили?
Д: слова
Воспитатель: Осень – запасиха, а зима - прибериха. Почему так говорят об осени? Что вы сейчас говорили?
Д: Предложения.
Воспитатель: Чем отличается предложение от набора слов?
Д: В предложении все слова между собой связаны. Из предложения можно что-то узнать.
Воспитатель: На свое место сядет тот, кто составит красивое предложение об осени.
(Дети составляют предложения по схеме и садятся на места).
Д\И. «Составь предложение по схеме.»
4. Воспитатель: Дети, как называются птицы, которые не улетают в теплые края?
Д: Зимующие.
Воспитатель: Угадайте, о какой зимующей птице идет речь?
«Кто на дереве сидит
Клювом дерево долбит?
По рябине стук да стук –
Вылезай скорее жук.
Будет птице на обед
Очень вкусный короед».
Д: Дятел.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы еще знаете?
Д: Ворона, синица, голубь и т. д.
Воспитатель: Перед вами рисунки птиц. Как узнать, сколько слогов в слове дятел?
Скажите, сколько слогов в слове дятел? (синица, голубь)
Воспитатель: Назовите самое длинное слово?
Д: Синица.
И г р а «Улетают – не улетают»
Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет – не машут.
Остановка №6
Воспитатель: молодцы ребята, давайте ещё поиграем, чтобы осень увидела и узнала какие вы умные, смелые, трудолюбивые и сколько нового узнали за это время года.
Д\И. «Найди лишнее слово.»
Игра. «Разгадай ребус.»
Остановка № 7.
Воспитатель: продолжаем наше испытание.
Готовы! Считаем.
Сколько ушей у двух кошек? (4)
Сколько дней в неделе? (7)
Сколько глаз у светофора? (3)
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько солнышек на небе? (1)
Сколько пальцев на двух руках? (10)
Сколько в неделе выходных дней? (2)
Сколько солнышек на небе ночью? (0)
Какое число больше 8 на 1? (9).
Д\И «Загадки.».
Воспитатель: - Итак слушаем загадки.
1. Я так мила, я так кругла.
Я состою из двух кружочков.
И я довольна, что нашла
Себе таких, как вы, дружочков (8).
2. Цифра вроде буквы «О»,
Но не значит ничего (0).
3. Нам вы можете не верить,
Но попробуйте проверить:
Эта цифра-кочерга.
У нее одна нога (7).
4. От нее ведется счет, и за это ей почет.
Тонкая, как спица, цифра (единица).
5. Острый локоть оттопыря, за тремя идет(4).
Воспитатель: О чем были загадки? (цифрах)
Остановка №8.
Сравните числа и поставьте соответствующий знак равенства или неравенства.
2 5, 4 4, 3 1, 7 7, 9 10, 5 5, 8 6.
Д\И «Числовой домик»
Воспитатель: А теперь ребята посмотрите, несколько домиков остались без жильцов. Давайте помирим жильцов и поселим их в их квартиры. Этот дом не простой в каждом этаже по две квартиры, но на каждом этаже должны жить всего по 7, 8, 9, 10 жильцов и не больше.
Задание : «Назови числа» 11, 12, 13, 14, 15….
Следующее задание : решение задач.
Игра : «Задачи решай – ответ называй.»
Итог. Вот и помогли мы осени! Ребята, вы правильно сделали, что согласились выполнить все эти трудные задания. Вам помогли ваши знания и ваши добрые сердца. Спасибо!