Маркова галина
Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение детей к истокам народной культуры) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе по познавательному развитию
(приобщение детей к истокам народной культуры).
Изготовление народной тряпичной куклы «Кукла оберег»
Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре.
Задачи: Образовательные:
• Расширить представление о народных куклах;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (приобщение детей к истокам народной культуры) в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
• Познакомить детей с изготовлением народной куклы – «Желанницы»;
• Расширить словарный запас, познакомить со значением слова :оберег.
Развивающие :
• Развивать познавательный интерес к народному творчеству;
• Развивать связную речь.
• Развивать внимание, память, мышление.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать эмоционально-целостное отношение к культуре и традициям.
• Воспитывать нравственные качества личности: доброжелательность, взаимопомощь, дружелюбие
• Воспитывать патриотические чувства.
Материал к занятию: народные куклы : «Травница», «Мамушка», «Лоскутная кукла»,
Сундучок, лоскутки ткани. 20 штук, ленты, подносы, ножницы. Аудиозапись русских народных песен.
Деятельность воспитателя. Деятельность детей.
Ход НОД.
Хозяйка (воспитатель в русском сарафане) : Здравствуйте, детки, милые любимые. Добро пожаловать ко мне в избу, в светлую горницу. Как много гостей у меня сегодня. Гость на порог и хозяйке радость. В моей избе места для всех хватит. Проходите, ребятушки, поближе к столу (воспитатель подводит детей к столу, на котором лежит свёрнутый платок). Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что же это такое?
Кто загадку отгадает,
Тот платочек раскрывает.
Загадка:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Скажите, а для чего нужны куклы?
- Из какого материала делают куклы?
- Из всех ли материалов у нас в музее есть куклы?
- Посмотрите на современную куклу и на эти. А теперь, подумайте и скажите отличаются ли эти куклы друг от друга?
- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:
тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово «подручный» материал?
Правильно, который всегда под рукой.
Игра «Какая кукла»
-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины.
- из дерева.
- из ткани.
- из соломы.
- из бересты.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте. ( показывает три куклы: лоскутную, «Мамку», Травницу»)
- Давным-давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
На крылечке, на полатях.
Кукла сидит во все стороны глядит.
• А у вас дома есть такие куклы? А какие куклы у вас есть дома?
• Да, мои куклы необычные, старинные.
• А, чем же мои куклы отличаются от ваших?
(они сделаны своими руками, из лоскутков, у них нет лица)
• А вы знаете, почему раньше куклам не рисовали лица (предположения детей)
• Да, интересные у вас предположения. Но оказывается
раньше, когда рождался в семье ребёнок, каждый мог принести ему в подарок-куколку. А ведь люди бывают разные: добрые и не очень, и душа у них разная. А ещё говорят «Глаза-зеркало души». Вот поэтому куклам и не рисовали лица,чтобы кукла не стала похожей на недоброго человека. Вот такие куклы и оберегали ребёнка с самого рождения и их поэтому называли – ОБЕРЕГАМИ.
• Прислушайтесь, какое интересное, новое слово - ОБЕРЕГ.
• На какое другое слово оно похоже? Попробуйте подобрать похожие слова. (беречь, оберегать)
• Да, вот какое интересное новое слово, а чтобы запомнить его получше – повторим все вместе -ОБЕРЕГ. (хоровое проговаривание)
• Вы догадались, почему таких кукол называли оберегами?
• Правильно, они оберегали человека, дом от зла, бед и разных неприятностей.
• Все куклы, которые я вам принесла тоже куклы-обереги, но они все разные.
(воспитатель просит передать куклу «Травницу»)
Кто мне может рассказать про «Травницу» (2-3 рассказа детей)
• Вы почувствовали, как она приятно пахнет?
• Как вы думаете, отчего оберегает кукла «Травница»? (предположения детей)
Да, такая кукла оберегает человека от болезней, как бы отгоняя своим целебным запахом все беды.
• А это другая кукла, как она называется?
• Кто нам расскажет про неё?
Кукла-оберег Мамушка считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери. Рода к последующим поколениям.
Является семейным оберегом, принося в семью счастье и увеличивая количество детей в семье.
Она в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость.
Вы ребята, молодцы, много знаете про кукол, я знаю, что вы уже мастерили своими руками лоскутных кукол. А сегодня я расскажу вам, про свою любимую куклу. Посмотрите, а вот эта кукла самая красивая,самая любимая моя кукла и называется она «Желанница». Как вы думаете, почему ей дали такое название? (исполняет желания)
• Скажу вам по секрету, что эту куклу я сделала сама и все желания, которые я загадала, уже исполнились.
• А вы хотите, чтобы ваши желания исполнялись?
• Тогда вам непременно нужно сделать такую куклу.
• Обратите внимание, из чего сделана эта кукла? (лоскутки ткани, нитки, разноцветные ленточки, бусинки) Как вы думаете, сколько лоскутков нам понадобится для изготовления такой куклы(2 лоскутка для туловища и рук и один яркий для фартука)
• Как вы считаете, из какого лоскутка мы сделаем туловище? (из большего)
Подумайте, как мы будем делать туловище?
(правильно, мы скручиваем ткань в трубочку)
• А трудно это сделать (ткань раскручивается)
А что надо сделать, чтобы ткань не раскручивалась? (перегнуть ткань)
• Вот мы перегнули ткань, а что же будем делать дальше? (обозначить голову нитками)
• Вот у нашей куклы оформилась голова и туловище. А чего не хватает нашей кукле? (рук)
• А как мы будем делать руки (также скручиваем ткань и на концах скрутки обозначаем нитками кисти рук) Молодцы!
• Вот видите совсем несложно сделать такую куклу.
• Вы не догадались, для чего у нашей куклы завязано столько ярких ленточек?
(предположения детей)
• Интересные у вас мысли. (желания) Раньше такая кукла «Желанница» была в каждом доме. Завязывали ленточку – загадывали желание и ждали когда исполнится.
• Посмотрите на моей кукле сколько ленточек, бусинок. Одно желание – одна ленточка. Видите, сколько кукла исполнила моих желаний. Но открою вам ещё один секрет – сбываются только добрые желания.
• А у вас есть добрые желания?
Тогда мы можем поиграть в игру «Загадай желание».
Я приглашаю вас встать в хоровод вокруг куклы «Желанницы».Возьмёмся за руки и пока музыка играет будем ходить по кругу, когда музыка перестанет звучать тот кто оказался напротив «Желанницы»,загадывает желание, но не лично для себя, а для всех нас.
• Не забыли, какие должны быть желания? Тогда я начну. (первое желание загадывает воспитатель – речевой образец)
(Дети играют и загадывают желания 3-4 раза)
• Я рада, что желания ваши очень хорошие, добрые. И если кто не успел загадать желание, то сможет это сделать, смастерив куклу «Желанницу».
• Приглашаю вас к столу. Посмотрите, у нас всё готово для того чтобы сделать куклу «Желанницу»?
Наберёмся терпения, а «где терпение, там и умение»
• Вспоминайте, какой лоскуток ткани нам необходим для изготовления туловища, рук?
(воспитатель осуществляет индивидуальный подход) (Фон – музыка)
Молодцы, ваши куклы готовы. Посмотрите, а на столах у нас порядок?
Ведь раньше большое внимание придавали чистоте и порядку в доме. В русской избе всегда был порядок. Будем и мы поддерживать эту традицию.
Уберём остатки ленточек и ниток на поднос,а ножницы поставим в стаканчики. Вот теперь и у нас порядок, а наши куклы ждут ваших желаний.
Закроем глазки, подумаем и загадаем желание.
Привяжем кукле ленточку и попросим её исполнить загаданное желание, только чтобы никто его не услышал…
Надеюсь, что ваши желания добрые, а такие желания всегда сбываются.
Вы не забыли, как называется ваша кукла? А как ещё её называют? (Ответы детей)
«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания. Я предлагаю вам взять её домой. Я думаю, что ваши мамы и папы тоже захотят загадать свои самые добрые желания. И эта кукла будет оберегать вашу семью.