Марина Петелина
НОД «Народная игрушка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Нод в подготовительной группе
интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Тема: «Народная игрушка. Дымковская роспись»
Образовательные задачи:
1. Расширять кругозор детей рассказом воспитателя о селе Дымково, о людях, которые там живут.
Публикация «НОД „Народная игрушка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Опытным путем выяснить свойства глины, которая используется в изготовлении дымковской игрушки (красная) и глины имеющейся в нашей местности, сравнивать глину: называя её свойства- коричневая, сухая; если в неё добавить воды становиться мягкая как пластилин и из неё можно лепить.
3. Учить выявлять соотношение одних предметов с другими. (мастеру дымковской игрушки требуется: глина, печь для обжига игрушек, белила, краски, кисти).
4. Учить понимать особенности росписи дымковской игрушки (кольцо, точки полоски, квадраты, волнистые линии, осваивать с детьми в практической деятельности элементы узоров дымковской росписи.
5. Совершенствовать технику рисование костью, учить усиливать или ослабевать нажим на кисть, делать плавные повороты или повороты под определенным углом.
6. Закреплять в процессе изготовления дымковских игрушек способы лепки: примазывания, налеп.
7. музыка.
Материалы, инструменты, оборудование: Пластическая масса, пластилин, стеки, фигуры лошадок из картона, гуашевые краски, стаканы для воды, кисти, тряпочки, клеёночки, готовые фигурки дымковской игрушки, схемы лепки лошадки, схемы росписи поделок, музыкальный центр.
Словарная работа: пластмассовый, деревянная, железная, бумажные, резиновые, мастера-мастерские.
Я выношу тарелку с хохломской росписью на ней игрушки из разных видов материала.
-Какие вы видите игрушки? (машинки пластиковые и металлические, кубики деревянные, игрушки сделанные из бумаги, резиновые игрушки, тканевые, глиняные)-Из какого материала они сделаны? (пластик, дерево, резина, бумага, ткань, металл)
- А эти красивые игрушки из чего сделаны? (показываю на глиняные игрушки) Дети - из глины. Какая должна быть глина, чтоб получились такие замечательные игрушки? (мягкая, хорошо мялась в руке) Может быть, вы знаете где делают такие игрушки? Хотите узнать, как появилась такая игрушка? (В селе Дымково). Сначала глину рубили лопатами, смешивали с песком –так получалась масса для лепки таких красивых игрушек. А сейчас красную глину можно купить в магазине. (рассматривание разных видов глины).
- У нас в Сумкино тоже есть глина. А. эта какая глина? Можно из сухой глины что-то слепить? А из этой (показываю сырую глину).Что в неё добавили, чтоб получилась такая глина (воду). (показываю сухую глину, смешиваю её с водой., из неё конечно тоже можно лепить, но она не такая хорошая и мягкая как та которая есть в селе Дымково. Игрушки конечно из неё не слепишь, но кирпичи делают у нас в Тобольске, которые используют в строительстве домов
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! В село Дымково. Мы посмотрим на карте России где располагается это село. (Ищем на карте)
(показываю село на картинке)
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
Мы в село большое Дымково попали.
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки, стояло большое село. Каждое утро вставали люди затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок.. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Жители этой деревни, и взрослые и дети, лепили глиняную игрушку и обжигали их в печи, готовились к ярмарке. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки, которые делали там, стали называть дымковскими.
Наступала весна, и все жители села Дымково собирались на праздник. Радовались наступившему теплу и водили хороводы. «Там любили песни, сказки, там рождались чудо -пляски»
Хоровод «Ах, утушка, моя луговая»
-А вы хотите попасть в эти мастерские и попробовать себя в роли мастеров дымковской игрушки?
Заходим в первую мастерскую; на столе- пластическая масса, соленое тесто, пластилин, стеки, схемы выполнения лепки уточки и лошадки. -
-Как вы думаете, что делают в этой мастерской? Мастер лепит игрушку. У нас нет красной дымковской глины. Поэтому мастер предлагает поработать с другими материалами.
С какими материалами предлагает поработать мастер? (пластилин, пластическая масса, соленое тесто, глина)
Заходим во вторую мастерскую; на столе – не расписанные фигурки игрушек, кисти, гуашевые краски, кисти разной толщины, образцы дымковской росписи.
Что делает мастер в этой мастерской? (расписывает игрушки из теста, силуэты лошадок, уточек, барынь).
(дети выбирают себе занятие по душе). Теперь нужно подготовиться работе, одеть фартуки.
Воспитатель оказывает помощь детям в затруднительном положении.
Дети лепят, расписывают игрушки.
-Легко ли лепить, расписывать игрушки? Каждый труд требует внимания, терпения. Мастера много работали, но они умели и отдыхать.
Воспитатель: Уточка
Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
Игра: «Селезень утку загонял»
Выставка работ.
Барышня
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Конь
Кони глиняные мчатся И за хвост не удержаться
На подставках, что есть сил! Если гриву отпустил.