Оксана Алескерова
НОД в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, создание композиции на тему «Зима».
Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Активизировать словарь по данной теме;
Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Развивать творческое воображения, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы… Зима самое красиво, волшебное и сказочное время года. Послушайте стихотворение: Татьяны Боковой
«Зимушка-зима»
В ледяной карете мчится зимушка-зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной.
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? Как Татяна Бокова передаёт зимнее настроение? Почему называет зиму волшебницей? Что значит «Расцветают скверы, парки снежной белизной.»? Как можно изобразить красками следующие строки: «В ледяной карете мчится зимушка-зима И мороз возводит арки над тропой лесной.»?
Беседа о зиме.
«Зимушкой – зимой» в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка)
Отгадайте загадку:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз).
В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней).
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег).
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима)
-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Декабрь-первый зимний месяц.
Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы.
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
Физкультминутка
Вот студеною зимой. Дети машут руками
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые
Он суровый и могучий. Движения руками.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед
Даже хитрая лиса на несколько секунд,
Притаилась и сидит, потом встают.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
Воспитатель: Зима удивительно красивое, сказочное время года. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом.
Композиторы рассказывают о зиме звуками.
Поэт – восхваляет зиму стихами
А как могут рассказать о красоте зимы художники? Они пишут картины. Давайте на них посмотрим.
( репродукции картин: И. Шишкин «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Саврасова «Зимний пейзаж»)
Дети рассматривают картины
Воспитатель: Что вы видите на картинах?
Дети: Деревья, кусты, снег и т. д.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах?
Дети: Природа.
Воспитатель: А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа?
Если видишь на картине
Нарисована река, или ель и белый иней,
Или сад и облака, или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется
Все дети: «Пейзаж»!
Воспитатель: Дети, давайте мы с вами тоже станем художниками, нарисуем зимний пейзаж и устроим выставку. А создать зимнее настроение вам поможет прекрасная музыка Антонио Вивальди «Зима».
Воспитатель включает музыку
В процессе работы детей, воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям.
Во время рисования, воспитатель обращаю внимание на осанку детей.
После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.
Дети: Деревья, дома зимой должны быть покрыты снегом.
Воспитатель: А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:
Заклинания зимы
(отрывок)
. Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите.
Педагог предлагает изобразить падающий снег с помощью ваты.
Анализ работ:
Какие красивые пейзажи у вас получились, нарядные, праздничные.
Что вам больше всего понравилось?
Какие вы молодцы! Сразу видно, что это – зима. Отличный пейзаж, краски подобраны правильно. Аккуратная работа.
Мы разместим эти пейзажи на выставке, для ваших мам и пап, чтобы они посмотрели.
Организация выставки.