Светлана Тарасова
Конспект НОД в подготовительной группе «Чудные небылицы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
интегрированной непосредственно образовательной деятельности
по речевому творчеству
по теме: «Чудные небылицы»
для детей подготовительной группы
Задачи НОД:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с малым фольклорным жанром – небылицами.
2. Продолжать учить детей различать «быль» и «небылицы».
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Чудные небылицы“» размещена в разделах
3. Совершенствовать умение детей самостоятельно составлять небылицы.
4. Способствовать созданию условий для словотворчества детей: совершенствовать умение детей придумывать названия-имена для образов несуществующего животного ( например: «собагусь», «заякурица», «корогусь», «котух» и др.).
5. Учить сопоставлять образные и словесные описания.
Развивающие:
1. В процессе НОД развивать психические процессы: связную речь, мышление, воображение, наблюдательность, зрительную, слуховую память и внимание.
2. Развивать коммуникативные и творческие способности.
3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
4. Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
5. Развивать активность каждого ребенка при составлении небылиц, самостоятельность.
6. Развивать чувство юмора, умение воспринимать небылицы.
Воспитательные:
1. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию ребенка в процессе НОД.
2. Воспитывать интерес детей к произведениям малого фольклорного жанра, художественной литературе в целом.
3. Воспитание навыков сотрудничества, умения договариваться между собой.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественная литература», «Познание», «Социализация», «Здоровье».
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Предварительная работа: развивающие игры, упражнения на развитие связной речи, прослушивание произведений малого фольклорного жанра, чтение сказок, просмотр мультфильмов.
Словарная работа: обогащение словарного запаса детей прилагательными, глаголами; использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Активизация пассивного словаря детей.
Материал к НОД: звукозапись, «ковер-самолет» (картинки с изображением несуществующих животных, картинки для составления небылиц, рисунки небылиц.)
Ход НОД:
-Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Поделимся доброй улыбкой с нашими гостями.
-Ребята, вас привлекают чудеса? (ответы детей)
-А почему вам это интересно? (ответы детей)
-Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в удивительную, необычную, чудную страну под названием «НЕБЫЛИЦЫ». В этой стране, в чудной стране. Интересно будет тебе и мне.
-Что такое небылицы? (ответы детей)
-Где встречаются небылицы? (в сказках, потешках, народных песенках, загадках)
-А у какого автора в произведениях много небылиц? (у К. Чуковского)
-Какими качествами надо обладать, чтобы отправиться в эту чудную страну? (любопытством, любознательностью, умением придумывать, фантазировать, иметь чувство юмора)
-Я согласна с вами, эти качества нам с вами присущи.
-А на чем мы можем отправиться в путешествие в страну НЕБЫЛИЦЫ? (ответы детей)
-Я предлагаю совершить путешествие на ковре-самолете. Согласны?
-Рассаживайтесь удобнее, и мы отправляемся.
(дети садятся на цветной ковер)
-Ребята, обнимитесь за плечики, поддерживайте друг друга, чтобы никто не потерялся во время полета.
-Какие звуки вы слышите? (гул самолёта, шум ветра, птиц).
-Вот мы и прилетели в эту необычную, чудную страну «НЕБЫЛИЦЫ».
1 остановка
Игра «Найди ошибки»
Ехала деревня, мимо мужика,
Вдруг из-под собаки, лают ворота.
Я схватил дубинку, разрубил топор,
И по нашей кошке, пробежал забор.
Лошадь ела кашу, а мужик овес
Лошадь села в сани, а мужик повез.
2
Однажды ы июле, в чудесный денек,
Вдруг выпал оранжевый снег на лужок
И в небо над лугом привычно и ловко
Взлетела корова, как божья коровка
И бабочки гнезда из прутиков вили
и в сети зеленое солнце ловили
Залаяли птицы, запели собаки.
Я вас уверяю, что это не враки
Зажмурив глаза, я улегся в траву
И все чудеса увидал наяву.
Повар готовил обед, а тут отключили свет.
Повар леща берёт и опускает в компот.
Бросает в котёл поленья, в печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой, угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон, и очень доволен он.
То – то был винегрет, когда починили свет!
Вопросы к детям:
* Так бывает или нет? А как надо? Почему? Объясните.
В чём похожи эти небылицы? (Ответы детей).
Да, в них всё не так как в жизни, всё перевёрнуто. Поэтому такие стихи ещё
называют перевёртышами. Или небылицами- перевёртышами. Они всегда
весёлые и смешные, и если дети знают бывает так или нет, то они смеются
и веселятся.
Молодцы! Вы справились с заданием. Полетели дальше.
-Посмотрите, какие облака вокруг нас! На что они похожи? (ответы детей)
-Держитесь крепче, мы начинаем снижаться, чтобы совершить вторую посадку.
2 остановка
-Посмотрите, что необычного, чудного в этой стране? (ответы детей)
Игра «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
(показываю картинки с изображением несуществующих животных, а дети дают им названия-имена, ( например: «собагусь», «заякурица», «корогусь», «котух» и др.).
Показываю детям иллюстрации к произведениям К. Чуковского
«Путаница», «Тараканище» и предлагает вспомнить были ли там небылицы
и перевёртыши. (Чтение отрывков из этих книг).
Предлагаю ребятам придумать и собрать из 2 частей своё животное и придумать ему название
Молодцы! Полетели дальше.
-Ребята, посмотрите вниз, над чем мы сейчас пролетаем? (ответы детей)
-А я вижу вдалеке красивую полянку, давайте приземлимся.
-Держитесь крепче, снижаемся. Ух, приземлились.
3 остановка.
-Это полянка необыкновенная, нам нужно самим придумать небылицу
Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
Вопросы.
Какие действующие лица в стихотворении?
Кто ехал на коне?
Кого вел Ваня? Как вел?
Что делала старушка?
Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).
- Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).
Показываю новый слайд:
Ехал фикус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Раздаю детям полотно с набором картинок.
Воспитатель (к детям) :
-Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).
Небылицы могут получиться разные.
Ребята произносят свои небылицы, если нужно исправляю, помогаю.
Воспитатель: вы ребята молодцы, все смогли составить небылицы.
Пришла пора и нам нужно возвращаться в детский сад. Садимся на ковёр самолёт. (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
На небе – ветер, не боялись, за мизинчики держались!
На небе – гром, не боялись, мы за плечики держались!
На небе – молния сверкает, не боялись, мы за спинки все держались!
Нам земли совсем не видно, не боялись, за коленочки держались!
Очень дружные ребята, не боялись, мы все за руки держались!
-Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад.
-По какой стране мы с вами путешествовали? (по стране «Небылиц»)
-Вам понравилось путешествие?
-Что вам запомнилось больше всего?
-Ребята, вы молодцы. Спасибо вам.