наталья постнова
НОД в подготовительной группе «Дом, дом открой свою тайну»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать представление об истории русского народа: устном народном творчестве (пословицах, загадках, частушках, считалках, быте, обычаях, гостеприимстве.
2. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах домашнего быта, обогащая словарь детей названием предметов быта: самовар, прялка, ухват, печь и т. д.
3. Воспитывать чувство любви к родному краю.
Воспитатель: Постнова Н. Н.
2014 год
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия. Дети входят в избу.
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в нашу избу!
Дети проходят, садятся.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Дом, дом открой свою тайну“» размещена в разделах
Хозяюшка: Издавна русские люди жили в избах. Они прославляли свои родные жилища. Моя изба встречает вас красивым убранством (показывает рукой по избе).
Дети отвечают на приветствие пословицами.
1. Домом жить - не лукошко шить.
2. Домом жить — об всем тужить.
3. Дом вести — не лапти плести.
4. Много гостей — много новостей.
5. Хозяюшка в дому, что аладушек в меду. Она прибирает, она подает, одним одна за всех отвечает.
Ребенок: Не хочешь ли хозяюшка послушать про свою избу?
Хозяюшка: Как не хочу? Загадывайте!
Дети: Стоит копна,
Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идёт.
(изба)
Дарья да Марья.
Друг на друга глядят
(пол, потолок)
Четыре братца
под одной крышей стоят.
(стол)
Утка в море
Хвост на воле
(ковш)
По избе гуляет
Пыль и мусор собирает (веник)
Дети активно участвуют в отгадывании загадок.
Хозяюшка: А теперь в мою игру поиграем «Игра с бубном»
(Дети встают в круг)
Хозяюшка: Солнце разгорается,
игра начинается.
Все говорят:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен
Тот частушку споет нам.
Частушки; Ай да серенький коток
Пошел к речке под мосток,
В воду хвостик опустил,
Кошкам рыбы наловил.
Я сидела на печи,
Сторожила калачи,
А за печкой мышки,
Сторожили пышки.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
Хозяюшка: А сейчас мы с вами отдохнем, и гости с нами могут повторять движения.
Упражнение «Теремок»
Кисти рук подняты на уровнем шеи, концы пальцев соединены, изображают крышу.
Стоит в поле теремок (пальцы раздвинуты в стороны)
На двери висит замок (пальцы переплетены в замок)
Открывает его волк. (движения согнутыми кистями вправо — влево)
Дёрг — дёрг, дёрг-дёрг (движение сомкнутыми кистями к себе — от себя)
Пришел Петя — петушок, и ключом открыл замок. (пальцы рук размыкаются, руки занимают исходное положение).
Хозяюшка: Молодцы.
Слышится чиханье, появляется мешок.
Хозяюшка: Кто ребята, из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок, поиграть с вами хочет. (мешок двигается)
Давайте развяжем мешок, да посмотрим, что он приготовил для вас?
(открывает мешок — вынимает загадку про ложку)
Всех кормлю с охотою,
а сама безротая.
Хозяюшка показывает деревянную ложку.
А что вы знаете про ложку, кто нам расскажет?
Ребенок: Ложки мастера делали из осины, березы и клёна. Кушая деревянной ложкой никогда не обожжёшься.
Хозяюшка: А ещё деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом. Предлагаю взять вам деревянные ложки и поиграть на них.
(под русскую народную музыку дети играют на русских народных инструментах. Оркестр)
Хозяюшка: На Руси не только плясали и пели, но умели и трудиться. Вот еще одна загадка из волшебного мешка.
Стригли, щипали, а потом чесали,
Чисто, пушисто — к доске привязали
(прялка)
Хозяюшка: Покажите этот предмет, расскажите о нем.
Ребё нок: Прялка — это приспособление, для прядения нити. Сделанное из дерева.
Хозяюшка: Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, то отдаёт,
А сам в угол уйдёт.
(ухват)
(Дети отгадывают, находят предмет в избе)
Ребенок: Ухват - это предмет кухонной утвари. Это длинная палка с железной насадкой, похожая на коровья рога.
Хозяюшка: Стоит толстячок, блестит бочок
Шипит, кипит, всем чай пить велит.
(самовар)
Ребенок: Самовар — это предмет народного быта. Он предназначен для разогрева воды. Вода в нём закипает и долго не остывает. Для растопки использовали щепочки и шишки.
Хозяюшка: Самовар — это старинное русское изобретение. Считается, что родина самовара — город Тула. Делали самовары из металла, фаянса, даже из фарфора
Самовар — это символ семейного уюта, дружеского общения. Не даром в народе говорили; «Печь - матушка, да самовар — батюшка».
Ребенок: У меня есть друг зеркальный
Сроду не был он печальный!
Он из Тулы, он туляк.
Говорят ему сто лет,
Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат
Как сто лет тому назад.
Он сперва воды напьются,
А потом глотнет огня
Зашипит и забормочет
Всех, кто чаю выпить хочет
Он от пуза угостит!
Он всегда нам очень нужен
Ну, спасибо, самовар!
Хозяюшка: Вот такой наш самовар. Последняя загадка из нашего волшебного мешка. Стоит изба из кирпича
То холодна, то горяча
(печь)
Печь стояла в центре избы. В ней варили щи да каши, пекли хлеб да пироги.
И сейчас ребята, я предлагаю вам сделать крендельки к чаю, и испечь в нашей печи. (дети готовятся к лепке из солёного теста)
Ребята перед вами доски, тесто и лист для крендельков. Давайте повторим как будем делать крендельки. (Дети объясняют).
Дети лепят под русскую народную мелодию.
Готовые крендельки ставят в печь.
Хозяюшка: Что то у нас мешок веселится, он приглашает вас в хоровод.
Потрудились, теперь можно и отдохнуть.
Все: «Делу время, а потехе час».
Хоровод: «Галочка». (Галю выбирают считалкой).
Хозяюшка: А вот и крендельки готовы.
После хоровода угощаем гостей и детей крендельками.
Итог занятия: Где мы с вами побывали? О чём вспомнили? Что делали?