Светлана Баранова
НОД в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знания детей о домашних птицах и животных.
Задачи:
Коррекционные:
• Активизировать словарь детей по данной теме.
• Продолжить обучение детей образованию притяжательных прилагательных.
• Закреплять умение отвечать полным ответом.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать логическое мышление.
Здоровьесберегающие:
• Профилактика умственного утомления детей на занятии.
• Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учётом функциональных и физиологических возможностей детей.
• Профилактика зрительного утомления.
Публикация «НОД в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Материалы: музыкальное сопровождение, мультимедиа, магнитная доска, картинки животных и птиц, детеныши, печатные задания для индивидуальной работы детей, камни Марблс, карандаши простые, цветные, емкость с песком, трафареты, аудиозапись голосов домашних животных, влажные салфетки.
Содержание НОД Здоровьесберегающее сопровождение
1. Организационный момент
Дети стоят возле логопеда.
– Давайте поприветствуем наших гостей и скажем вместе: “Доброе…утро!”. Хорошо, молодцы. А теперь покажите свои ладошки. Потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло) Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям. Дети берутся за руки. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Игровой массаж
Как на пишущей машинке,
Две хорошенькие свинки,
Все постукивают,
все похрюкивают,
туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Вот бежит лошадка, сделана из ватки,
Она кашки не ест, молочка не пьёт,
Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.
– всеми пальцами одной руки быстро постукивать – «бежать под музыку по спинке и по ручкам ребёнка
Водим по туловищу сначала мячики, а затем – шишки. Снятие мышечного напряжения, координация речи с движением.
3. Сообщение темы занятия
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Воспитатель: “Ребята, чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, послушайте запись”. (Включается аудиозапись голосов домашних животных.)
– Вы узнали голоса? Кого вы услышали?
( Дети называют домашних животных: корова, поросёнок, коза, собак и т. д).
– Верно, узнали. Догадались, о ком мы будем сегодня говорить? (О домашних животных и птицах.) Презентация.
Учет особенностей физиологической фазы “врабатывания” у детей.
4. Д/игра «Загадывание загадок»
- Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?
- Кто, на привязи гуляя,
Травку щиплет на холме,
И, хозяйку ожидая,
Одиноко блеет: «Ме-е-е»?
- Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Громко хрюкая «Хрю-хрю»?
- Кто на завтрак ждёт сметану,
И не хочет пить какао,
Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит,
И у дома своего,
Ржё т негромко: «И-го-го»?
- Кто пасётся на лужайке,
Без панамки и без майки,
Отгоняет вредных мух,
И мычит протяжно: «Му-у-у»
- Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (Кролик)
- С бородой, анне мужик,
С рогами, а не бык. (Козел)
Логопед выставляет картинки животных на магнитную доску.
5. Называние детенышей животных, картинки которых выставлены на мольберте.
Дети подходят и выставляют соответствующие картинки.
Следить, чтобы дети отвечали полными предложениями.
6. Активизация знаний с опорой на изученный ранее материал
Детям предлагается присесть на ковёр.
– Ребята, давайте присядем на ковёр. Вы называли много домашних животных и птиц. Скажите, а какие ещё есть животные? (Дикие.) А почему же домашних животных называют домашними?
( Ответы детей: потому что для этих животных нужно специальное жильё – сарай, стойло. За этими животными необходим особенный уход: летом их пасут на лугу.)
– Молодцы, хорошо! А у вас дома есть животные? Какие? Как их зовут? Как вы за ними ухаживаете? (Дети отвечают полными предложениями). Смена динамической позы.
7. Пальчиковая гимнастика
(Сидя на ковре.)
Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот,
Маленький телёнок,
Жёлтенький цыплёнок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком.
1, 2, 3, 4, 5 – их не трудно сосчитать! (упражнение для рук «Грибочек»).
8. Офтальмотренаж.
Гимнастика для глаз.
Перед нами петушок, смотреть перед собой.
Он с земли зерно клюёт, посмотреть вниз.
Слева — курочка идёт, взгляд влево.
Справа — уточка плывёт, взгляд вправо.
Сверху солнце ярко светит, посмотреть вверх.
Согревает всех вокруг. крепко зажмуриться. Снизить утомление и усталость глаз, профилактика близорукости.
9. Самостоятельная (подгрупповая) работа детей
– Ребята, подойдите ко мне. Сейчас вы разделитесь по маленьким группам, и у каждой группы будет свое задание.
Подгруппа “А” – упражнение “Продолжи узор”, “Соедини по точкам, увидишь, кто получится”. Задание предлагается более сильным детям, на листах разного цвета.
Подгруппа “Б” – Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Выложи по контуру» : на листах разного цвета контуры домашнего животного – кошки. Дети должны камешками МАРБЛС выложить кошку по контуру.
Подгруппа “В” – Упражнение “Трафареты” или “Кто спрятался в комочке”. Дети должны разгладить комочек из бумаги, обвести контур и раскрасить животное (в комочке – силуэт домашнего животного).
Подгруппа “Г” – Пескотерапия.
Дети спокойными, ровными движениями разгребают песок, находят картинку (контур) домашнего животного или птицы. Не вытаскивая картинки из песка, дети посыпают (обводят) рисунок. После выполнения задания вытирают руки влажными салфетками.
Далее идёт проверка выполненных самостоятельных заданий. Логопед старается привлечь внимание всех детей к работе каждого ребёнка, спрашивает, обращаясь по имени:
–, что ты делал? У тебя всё получилось?
– Посмотрите, Артем постарался, и какой красивый кот получился у него.
– Все ребята молодцы, отлично справились с заданием. Смена динамической позы, с учётом вида деятельности.
Использование цветотерапии для детей разного психического темперамента.
10. Закрепление материала по лексической теме (обогащение словаря)
Детям раздаются картинки с изображением животных и каждому ребенку необходимо раскрасить того животного, которое назовет ему логопед.
Использование наглядности
поддержания умственной работоспособности в последней фазе занятия.
11. Итог
– Ребята, вы все молодцы. Мне понравилось, как вы занимались.
– Наше занятие закончено. Спасибо. Вы можете взять с собой не раскрашенных животных и в группе их докрасить. Обеспечение психологического комфорта