Романенко Оксана
Конспект НОД в группе среднего дошкольного возраста «Как казачат и казачек воспитывали»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с №100 «Рябинушка» Ростовская область город Таганрог
(конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель :
Романенко Оксана Владимировна
Как казачат и казачек воспитывали.
Цель: знакомить детей старшего дошкольного возраста с различиями в воспитании мальчиков и девочек в казачьих семьях.
Задачи:
• знакомить детей с традициями воспитания казачества;
• обогащать знания детей о казачьем народном фольклоре с помощью игр, пословиц;
Публикация «Конспект НОД в группе среднего дошкольного возраста „Как казачат и казачек воспитывали“» размещена в разделах
• расширять словарный запас детей;
• формировать навыки игровой деятельности;
• воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества.
Образовательная область: «познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, 20 деревянных чурок (деталей конструктора, 2 деревянных чурки (мяч) большего размера; клубки пряжи (по количеству девочек).
Ход НОД
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня хорошее настроение, хочу с вами поделиться им.
Упражнение на подъем настроения: Дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передает по цепочке свою радость и хорошее настроение.
Воспитатель :
Утром солнышко встает (ДЕТИ ПОДНИМАЮТ РУКИ ВВЕРХ,
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я (ДЕТИ ШАГАЮТ НА МЕСТЕ) :
-Здравствуй, улица моя! (РУКИ В СТОРОНЫ)
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне (МАШУТ РУКАМИ, КАК ПТИЦЫ).
Травы шепчут мне в пути:
-Ты скорей, дружок, расти! (ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ)
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я (РУКИ ВВЕРХ ПОКАЧИВАЮТ В СТОРОНЫ)
Отвечаю солнцу я:
-Здравствуй, Родина моя! (РУКИ В СТОРОНЫ)
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, как называется наша Родина?
Дети: Наша родина называется Россия.
Воспитатель : А кто скажет, как называется столица России?
Дети: Москва.
Воспитатель : Мы с вами живем в Ростовской области, в городе воинской славы, Таганрог. А теперь, ребята, послушайте мой рассказ о временах далеких и не очень, о том, как жили казаки и воспитывали маленьких казачат. Вы хотите послушать мой рассказ?
Я расскажу вам о воспитании мальчиков.
В семье казака появился малыш. Ему были все рады. Первыми пеленками для него служили рубашка отца, так как они имели обереговое (оберег-это знак защиты) значение, то есть защищали малыша. Новорожденного крестили в церкви.
Когда казаку исполнялся один годик крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви три раза. Если ребенок хватался за гриву, быть казаком, расплачется – казака не будет, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал в тайне.
Первый раз мальчика стригли в годик. Волосы сжигали в печи (этот обычай сохранился во многих семьях до сих пор).
А вот в казаки посвящали в 3-4 года. Собирались все родственники. Отец сажал мальчика на коня и давал ему в руки шашку.
Мальчиков воспитывали гораздо строже, чем девочек, и его жизнь с очень раннего возраста была наполнена трудом и обучением.
С 5 лет маленькие казаки работали в поле, на пахоте, пасли волов, овец и другой скот.
У казаков дом делился на женскую и мужскую половину. До семи лет мальчик с мамой жил в женской половине.
В семь лет казака стригли второй раз, это делал крестный. После этого мальчик брал с собой постель в мужскую половину, а старшие братья проверяли, что он несет. Перину и подушку нельзя было брать, все нужно было оставить в женской спальне. Тогда и начиналась подготовка мальчика к суровой мужской жизни: надо было спать на соломенном матрасе и без подушки. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя, а полказака!»
Когда казачок в семь лет переходил на мужскую половину дома, наступало время, когда женщины не могли его ругать. Уезжая из дома, отец всегда приказывал сыновьям, чтобы они берегли женщин и защищали дом. В семье старались поддерживать эту роль для воспитания настоящего защитника. Кормильцем родителей был самый младший сын, он даже после женитьбы не отделялся от родителей.
На первый взгляд может показаться, что малым казачатам некогда было играть, но время для игр у них оставалось. Особенно юные казачата любили играть в «бабки». Играя развивалась такая меткость бросания камешков в поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии. Мы с вами в эту игру сейчас и поиграем.
ИГРА «БАБКИ»
Воспитатель : Дети делятся на две команды. Для каждой команды готовится 10 бабок (кегли) и один биток (мяч). На одной линии каждая команда выставляет свои 10 бабок. Линия броска 3 м., участники команд сбивают поставленные бабки меньшим количеством бросков.
Воспитатель : «КАЗАЧКА-КРАСА, ТОНОК СТАН, ТУГА КОСА». Давайте поговорим о воспитании девочек.
Когда рождались девочки, это не праздновалось так широко. Считали, что если родился сын – в семье у казака праздник, к богатству, родилась дочь – к бедности. Тем не менее, появление на свет дочери не проходило не замеченным. В честь рождения девочки отец или дед сажал иву. Дерево росло вместе с ней и опекало его.
Девочки приносили в дом постоянное тепло, доброту, ласку. От самого рождения ее воспитывали по-другому, не так как мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.
Первый «женский обычай» при рождении девочки назывался «смывание с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку. А в это время отец - единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, должен был съесть, не поморщившись специально приготовленную кашу: горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей, это для того «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось». Этот обычай назывался «поедание отцовской каши». Когда девочка делала первый шаг - дарили ленточки «на бантик», гребешок на косоньку, платочек — «в церковь ходить».
Воспитанием девочки занималась бабушка. И первое, чему учила бабушка - молиться.
Трудовая жизнь девочки начиналась рано. С 3-5 лет девочки начинали нянчить младших. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя — годовалого. С 5 лет некоторых отдавали в «няньки» людям.
В 4 года девочку учили собирать фрукты, давать корм домашней птице. В 5 лет приобретала навыки рукоделия: шить, вязать. В 7 лет работала в саду и огороде самостоятельно, убирала подворье. С 10-12 лет девочки наравне со взрослыми выполняли домашнюю и полевую работу: гребли сено, вязали снопы, доили коров, готовили пищу.
В казачке очень высоко ценилось умение содержать дом и хозяйство в исправности, всему этому училась девочка дома. Девочки все же находили время для игр. Я хочу познакомить вас с игрой, которая называется «Поможем бабушке смотать пряжу».
ИГРА «ПОМОЖЕМ БАБУШКЕ СМОТАТЬ ПРЯЖУ»
Ход игры: Дети делятся на команды. Каждая команда берет клубок ниток. По команде участники начинают сматывать нитки в клубок.
Воспитатель : Особое внимание уделялось тому, чтобы научить юных казаков и казачек уважению к представителям старших поколений. Существовал целый набор правил вежливости по отношению к ним:
• ко всем старшим, включая и родителей, обращались только на ВЫ;
• нельзя было заговаривать со старшими без их разрешения;
• нельзя было окликать (звать) впереди идущего старшего;
• прекословие родителям и неподчинение их воли считалось недопустимой дерзость.
За непочтительность в общении со старшими наказывали: мальчика могли высечь, а девочку надолго посадить «под домашний арест».
Воспитатель : А теперь, ребята, послушайте поговорки о казаках.
• Казак без коня, что солдат без ружья.
• Казак сам голодает, а коня накормит».
• Тот не казак, кто боится собак.
• Казак в беде не плачет.
Воспитатель : Вот так проходило воспитание казачек и казачат. Интересно вам было узнать об этом? И мне с вами было очень интересно. До свидания!
Литература
1. Изучение этнокультурного казачьего компонента литературного образования: Методическое пособие / Сост. Г. М. Вялкова. – Волгоград:, 2007. Издательство ВГИПК РО. – 188с.
2. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002.
3. Шалыгин В. В., автор-составитель, член Союза журналистов России. Мой край родной казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского. – 2-е изд. - Волгоград: Станица-2, 2004 – 368 с.
Электронные ресурсы
• https://planetadetstva.net/
• https://dohcolonoc.ru/
• https://pedrazvitie.ru/