Светлана Грищенко
Конспект НОД «В гостях у станичной казачки»
▼ Скачать + Заказать документы
рограммные задачи: продолжать знакомить детей с культурой Краснодарского края; дать представление детям о промыслах жителей Кубани; познакомить со способами и значением вышивки, используемыми населением Кубани; систематизировать знания детей о родном крае; воспитывать чувство гордости за свой край; развивать воображение и творческое мышление ребят; учит рисованию в технике батика.
Словарная работа: настольник, рушник, сходница,родница.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у станичной казачки“» размещена в разделах
Предшествующая работа: рассматривание вышивки на рушниках, изготовление эскизов на заготовках-планшетах, беседа о предметах быта казаков.
Материалы и оборудование: заготовки планшеты с накрахмаленной тканью для батика с эскизами вышивки, рушники, настольники, салфетки, бутафорская комната казачки с предметами быта.
Ход:
- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в мою хату. Вы наверное уже догадались чем я люблю заниматься. (ответы детей)
-Зимними холодными вечерами в старину люди занимались рукоделием, украшением своих домов - женщины ткали, вязали, пряли, вышивали, мужчины мастерили игрушки для детей,выполняли ремонтные и кузнечные работы. Иногда они делали это в одиночку, а чаще всего собирались вместе на веселую сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай всю родницу на веселую сходницу». Задушевная песня всегда помогала людям в работе. Вот и я вас пригласила к себе в хату на веселую сходницу. Хотите? Ну тогда милости прошу! (одевает фартук, украшенный кубанским орнаментом)
- Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
- Она убирает, она подает.
- Она за все отвечает.
- Ведь какова пряха, такова и рубаха.
- Ребята, посмотрите на мой передник. Что вышито на нем? (цветы)
А обозначает эта вышивка нашу с вами дружную семью. Каждый цветок это вы, а зеленые веточки ваши руки, тянутся друг к другу, чтобы дружить. Вышивка на моей одежде оберегает от злых духов.
- Посмотрите сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают мою хату. Кто может назвать, как называются эти изделия? (ответы детей)
- Скатерть очень красивая, украшена вышивкой. А мы с вами уже знаем, как в старину называлась скатерть.
Дети: - Настольник, потому что ее клали на стол.
- Что еще вы видите в хате? (салфетки, полотенца)
- А как на Кубани называли в старину полотенца? (рушники)
-Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Яркие узоры для своих рушников рукодельницы подсматривали у природы.
- Рушник – это дорога жизни, полотно должно быть цельным и непрерывным как жизнь, поэтому в середине рушника нельзя вставлять никаких рисунков и кружев. Рушник для иконы в красный угол, обычно украшали переплетением цветов. На свадебных рушниках вышивали пары таких птиц как: сокол, индюк, павлин,петух и курица, голуби, а кукушка и соловей считался плохим знаком для молодых. Рушник под хлеб может быть с пожеланиями, множеством цветов на радость и счастье. Чисто белым рушником жениху и невесте связывали руки, чтобы жизнь была у них неразлучной.
- Для вышивания чаще всего использовали красный (цвет солнца и тепла,
черный (символ земли, синий (символ неба, зеленый (символ сочной травы). При наличии этих вещей хата всегда казалась празднично украшенной, ведь у казаков были свои праздники, обряды, традиции.
- Ребята, а какой праздник мы совсем скоро будем отмечать? (Новый год)
- А какие новогодние традиции вы знаете? (наряжать елку, дарить подарки и пожелания, водить хороводы вокруг елки).
Свою хату казаки украшали по особенному. Вносили в хату елку и все члены семьи завязывали ленточку в знак своей мечты.
-Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости! Ведь у нас в станице случилась беда!
Физкультминутка:
Ой, беда-беда-беда!
Помогите, детвора!
Как у нас в станице
Разленились мастерицы.
Ни хотят ни шить, ни прясть-
Не пойму, что за напасть!
- Ребята, выручайте. Все мастерицы у нас в станице отказываются работать. Не шьют, не вышивают. Все рушники у жителей нашей станицы состарились, а новые некому сделать. Вы поможете сделать?
Дети: Да!
- Для начала мы завяжем ленточки на елке, чтобы у нас все получилось.
-У нас есть белая ткань для рушника. А вот узор мы будем делать не нитками, а красками и кисточкой, прямо по ткани. И для своей семьи вы сделаете красивые новые рушники. Проходите за свои рабочие места и помните, какие цвета вам понадобятся.
Практическая работа детей. Во время работы звучит спокойная песня из репертуара Кубанского народного хора.
Проводится хоровод «Ой вы, девки, белые»
-Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы! За ваши яркие рушники, я хочу вас отблагодарить. А вот чем, вы отгадайте:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб на рушнике)
-Издавна хлеб на Руси считается самым ценным подарком! Люди до сих пор говорят: «Хлеб- всему голова!», «Худ обед, если хлеба нет!», «Хлеб да вода- молодецкая еда!». Примите, пожалуйста мой подарок вам.